Вокруг света 1987-03, страница 50

Вокруг света 1987-03, страница 50

менных метеоритов—углистые хонд-риты?

Но ведь известно, что метеориты, падающие на Землю, это осколки астероидов. Их родство предполагалось уже давно, хотя лишь за последние четверть века появилась возможность точно определять орбиты метеоритов. После того как в 1959 году чехословацкие астрономы сфотографировали полет метеорита Прши-брам, ученым только Дважды еще удалось зафиксировать подобные явления. Три точные орбиты метеоритов — несравненно мало для каких-либо выводов.

Я помню, как в разговоре со мной по этому поводу молодой астроном Валентин Иванович Цветков вдруг заметил:

— В расчетах орбит метеоритов надо идти от обратного — от их осколков...

Тогда я не совсем понял, что он имел в виду. Но вот недавно Цветков предложил оригинальный метод определения орбит метеоритных дождей по расположению выпавших на земную поверхность осколков. Проследив их движение, ученый смог «реконструировать» траектории осколков до точки дробления первичного тела, а затем вычислить его путь в атмосфере и за ее пределами.

Когда я спросил Валентина Цвет-кова, сколько же удалось ему возродить таких траекторий, он сказал:

— Четырнадцать. Теперь нам уже известны семнадцать орбит метеоритов. А это уже что-то...

Да, это «что-то» помогло подтвердить «генетическую» связь метеоритов с астероидами...

Значит, вполне можно предположить, что 65 миллионов лет назад на Землю упал сравнительно небольшой астероид. Ведь для того, чтобы произвести глобальную катастрофу и вызвать массовую гибель живых существ, а заодно и обогатить Землю иридием и осмием, «требовалось» тело диаметром не более 10— 15 километров. А таких в Солнечной системе буквально тысячи. Ученые-астрономы из всех известных им выделили только те, которые пересекают земную орбиту, и назвали их группой Аполлона. В ней пока насчитывается несколько десятков астероидов. Однако расчеты, сделанные в 1976 году Эрнстом Эпиком, показали, что падение на Землю 10-километрового в диаметре астероида может произойти в среднем один раз в миллиард лет. Получалось — событие слишком редкое, особенно если учесть, что массовые вымирания организмов наступали и через более короткие промежутки времени, к тому же неоднократно. Поэтому падениями астероидов на Землю всего этого не объяснишь.

Однако существует еще один класс тел Солнечной системы, которые в принципе могут сталкиваться с нашей планетой. Это — кометы. Если астероиды представляют собой, грубо говоря, гигантские глыбы камня, то ядра комет — гигантские глыбы

льда с вкрапленными в них каменистыми частицами. Тем более они обладают рядом «преимуществВо-первых, кометы должны сталкиваться с Землей в три раза чаще, и возможность эта способна возрастать. К тому же ядра комет невелики по размерам — от 0,5 до 10 километров. Ядро кометы Галлея согласно данным советских межпланетных станций «Вега» имеет форму груши 15 километров в длину и 7—8 километров в ширину, что подтвердило предположение ученых о размерах комет. Кстати, полагают, что и знаменитый Тунгусский метеорит был ядром (а по некоторым предположениям — даже осколком ядра) небольшой кометы. Его массу до влета в нашу атмосферу ученые оценивают в пределах от одного до пяти миллионов тонн с диаметром ледяного ядра в 120—200 метров. Иначе говоря, Тунгусское тело могло быть весьма небольшой кометкой, а то и действительно лишь осколком кометы Энке, как полагают советский астроном Игорь Зоткин и чехословацкий ученый Любор Кресак.

Как определил ирландский ученый (эстонец по национальности) Э. Эпик, вероятность падения на Землю тел масштаба Тунгусского метеорита — одно в 20 тысяч лет. И нашему поколению сильно «повезло», что в XX столетии, да еще на территории нашей страны упал такой редкий «космический гость». Ни в одном сказании, не говоря уже об исторических документах, не упоминается о катастрофе подобного масштаба...

Почему же удары тел диаметром от 10 километров и выше- опасны для жизни на Земле? Что такое десяток километров по масштабам нашей планеты?

...Известно, что город Калуга построен на месте метеоритного кратера диаметром 25 километров. Обнаружен, например, 100-километровый Попигайский кратер на полуострове Таймыр. Ученые называют такие воронки астроблемами, то есть «звездными ранйми». Ведь, упав на Землю со скоростью, допустим, 20 километров в секунду, десятикилометровый астероид образует 150-километровый кратер. При этом пыль, выброшенная взрывом в атмосферу, окутала бы Землю сплошным облаком и преградила путь солнечным лучам. И как следствие — резкое похолодание. Даже если на треть сократится поток солнечного света, температура на нашей планете понизится на тридцать (!) градусов. Что затем произойдет — легко себе представить.

К тому же, как показали исследования группы американских ученых, полет в атмосфере Тунгусского метеорита вызвал заметное нарушение слоя озона, который предохраняет все живое на Земле от губительного воздействия коротковолновой радиации Солнца и других космических объектов. Тогда это нарушение было слабым. Но тело во много раз большей массы способно вообще разру

шить озонный слой, а его пролет приведет к образованию в нашей атмосфере окислов азота — в соответствующей концентрации безусловно смертоносного вещества для всего живого.

Итак, три причины могли вызвать 65 миллионов лет назад массовое вымирание организмов при падении на Землю астероида или ядра кометы: резкое понижение температуры воздуха (а затем и морской воды) из-за экранирования солнечного света облаками пыли; разрушение слоя озона; заражение воздуха — а возможно, почвы и воды — окислами азота. А какая из них главная — пока неясно.

Но вот три года назад американские ученые Д. Рауп и Дж. Сепкос-ки, изучая данные о массовых вымираниях морских организмов за последние 250 миллионов лет, обнаружили, что такое повторялось девять раз — то есть в среднем каждые 26 миллионов лет. Публикация этих данных вновь вызвала к жизни ряд гипотез. Так, одна из них — ее выдвинули ученые из Годдардовского института космических исследований М. Рампино и Р. Стозерс — предполагает, что периодичность массовых вымираний связана с колебаниями нашего светила, которое, как и вся Солнечная система, пересекает главную плоскость Галактики раз в 30—36 миллионов лет. Однако... эпохи прохождения через плоскость Галактики не совпали с эпохами массовых вымираний.

У. Альварец и Р. Мюллер из той же калифорнийской группы предложили более «эффектную» гипотезу. Основываясь на возрасте 16 метеоритных кратеров, образовавшихся на протяжении последних 210 миллионов лет, они пришли к выводу, что астроблемы появлялись с периодичностью в 28,4 миллиона лет. И «бомбардировка» эта происходила кометами из так называемого облака комет Оорта, существование которого пока не более чем гипотеза, хотя и весьма вероятная.

Другие калифорнийские ученые предполагают, что главным «возмутителем спокойствия» является звезда-карлик (невидимый пока спутник Солнца), названный ими Немезидой. Эта мини-звезда удалена сейчас от нашего светила на расстояние 2,4 светового года (около 2,3 • /О13 километров) и движется по вытянутой орбите с периодом 26 миллионов лет. И хотя она является довольно ярким светилом — ее блеск на таком расстоянии должен быть 10—12-й звездной величины,— в силу технических возможностей обнаружить ее весьма и весьма непросто.

Но нужно ли это делать? Ведь само существование Немезиды — не более чем гипотеза, да и периодичность возрастов метеоритных кратеров тоже еще не доказана. В 1978 году советскими учеными В. Федын-ским, А. Дабижей и И. Зоткиным были исследованы возрасты 116 ме