Вокруг света 1987-12, страница 49

Вокруг света 1987-12, страница 49

первые радиокарбонные датировки. Около 500 года нашей эры на Ни-ланду был построен храмовый комплекс. Возможно, даже перестроен, поскольку в его кладку вошли камни из какой-то прежней конструкции.

— Пятисотый год — это на шесть веков раньше даты заселения Маль-дивов, приводимой в местных официальных источниках,— заключил Арне.

У археологов были все основания испытывать удовлетворение от своих первых пробных раскопок, однако Хаугланд недоумевал:

— Откуда могли плыть опытные зодчие за тысячу лет до того, как европейские каравеллы отважились выйти в открытый океан?

Азия, Африка, Америка... Настала моя очередь доложить об увиденном в древнем центре морской торговли на северо-западе Индии. В Лотхале и вокруг Бхаруча. На родине «львиных людей», которые строили мореходные суда и выходили на них в океан в VI веке до нашей эры. Память об их морских подвигах дала пищу древним легендам, записанным около 500 года, в одно время с второй фазой строительства на Ниланду. Жители Бхаруча были искусными зодчими задолго до того, как король — за две тысячи лет до плаваний Колумба — отправил большую экспедицию на поиски других земель. Эти мастера вытесывали из твердых горных пород плиты с орнаментом, тщательно пригоняли их друг к другу и соединяли фигурными скобами. Они организовали массовые работы для сооружения больших священных пирамид. Сохраняя традиции предков, они

Каждый раз, чтобы перетащить на судно археологические находки, требовались усилия многих людей.

ваяли скульптуры львов и быков. Использовали в культовом декоре мотивы солнца, лотоса и свастики. Добывали халцедон и агат и делали на экспорт бусины вроде найденных нами. У них было даже общее с мальдив-цами диковинное слово «бараборо». В общем, я обнаружил чуть ли не все, что мы все искали, включая четырех-ликого Шиву. Известно, что центр мореходства на северо-западе Индии стал колыбелью всех разнообразных культур и королевств, которые затем складывались на обширной территории вплоть до южной оконечности Индии, а на восток — до Явы и других далеких стран. Судя по всему, Мальдивы можно считать одной из ветвей этой великой древней культурной экспансии.

Юхансен поставил на стол коробку со своим главным козырем. В соответствии с нашей коллективной программой, он только что вновь побывал на Мальдивах. Юхансен убедился, что песок острова Ваду полон древних черепков. Услышав от местных жителей, что в прошлом остров был намного больше, Юхансен решил поискать в лагуне. И голыми руками собрал на дне целые пригоршни черепков. Некоторые из них лежали теперь перед нами.

Юхансен обратил наше внимание на осколки изящных некрашеных серых горшков ручной лепки с так называемым шнуровым орнаментом.

— Я показывал эти образцы археологам в национальных музеях Сингапура, Куала-Лумпура и Манилы, не говоря, что нашел их под водой у пляжа Ваду. Независимо друг от друга все специалисты определили, что речь идет о неолитической керамике типа, который вышел из употребления около 2000 года до нашей эры.

Мы молча изучали переходящие из рук в руки черепки самого разного типа. Возможно, некоторые из найденных на Мальдивах образцов когда-нибудь поведают нам, каким образом Мадагаскар в древности был заселен выходцами из Индонезии.

Я сказал своим товарищам, что после посещения Бхаруча и Лотхала в Гуджарате твердо убежден в одном: индуистские элементы культуры пришли на Мальдивы из северо-западной Индии. И вероятно, кто-то другой еще до индусов проделал путь из Камбейского залива на юг до Мальдивского архипелага. Возможно, само солнце привело к Экваториальному проходу древних мореплавателей времен Месопотамии и Индской цивилизации, и они остались в народной памяти под именем реди-нов. Может быть, это они разбили горшки на Мальдивах ранее 2000 года до нашей эры и тогда же привезли каури в порт Лотхала?

Похоже, что буддисты из Шри Ланки и индуисты из северо-западной Индии внесли равный вклад в заселение Мальдивского архипелага, причем даже примерно в одном и том же веке — около двух с половиной тысяч лет назад. Если до них на Мальдивах кто-то жил, этих людей либо изгнали, либо ассимилировали.

Мальдивский архипелаг, о котором большинство из нас прежде знало только понаслышке, теперь рисовался нам огромным барьерным рифом, протянувшим осьминожьи щупальца в Красное море, в Персидский залив, в Камбейский залив, в обход Шри Ланки до Бенгальского залива, через индонезийские проливы до Китая и даже в самые отдаленные уголки Старого Света. Прямо или косвенно древние Мальдивы были вовлечены в мировую торговлю.

Но откуда все-таки родом исконные жители архипелага?

— Оставим этот вопрос открытым,— заключил Шёльсволд.— Нам известно, что Шри Ланка и порты в Камбейском заливе сыграли важную роль в древней и дальнейшей истории Мальдивов. Но очень уж много других людей прибывали на архипелаг или проплывали через него до того, как началась наша собственная, европейская история, а потому...

— А потому,— подхватил я,— лучше всего ограничиться выводом, что с тех самых пор, как человек начал строить суда, океан всегда был для него открытой магистралью.

— Значит, ты не берешься назвать нам имя и адрес первого человека, который пришел на Мальдивы? — сказал Кнют.

— Как звали европейца, который первым пересек Ла-Манш? — спросил Юхансен.

Кнют улыбнулся:

— И все же первый человек, доплывший до крохотного атолла в Мальдивском архипелаге, заслуживает упоминания в истории мореплавания.

Перевел с норвежского Л. ЖДАНОВ