Вокруг света 1988-02, страница 43

Вокруг света 1988-02, страница 43

Курьер

В ДАЛЬНЕМ ПОХОДЕ

Крым, Артек. Очень довольна. ^Сак ты, отвечай, целую крепко. Аня».

О. Ю. распорядился отлить 300 литров бензина Папанину. У нас остается 4500 литров, у Молокова 4000, у Алексеева и Мазурука по 3300 литров. Они сядут на 85-й широте, и им придется доставлять бензин с Рудольфа.

6.VI.37

Часам к трем погода стала улучшаться, и с Рудольфа нам сообщили, что и у них тоже лишь слабый туман на куполе.

Крузе с 85-й параллели сообщает, что облачность 600—800 метров с разрывами. Решено всем вылетать. На самолетах стали греть лампами моторы. Ветер до трех баллов здорово мешал. В это время О. Ю. открыл митинг в честь выполнения правительственного задания. Были подняты флаги с портретами т. Сталина. Дали троекратный салют из карабинов и спели «Интернационал». После митинга стали укладывать все свои вещи и запускать моторы. Петенина отправили на Н-169, так как ему придется садиться для помощи. Мы с Бассейном со всей работой справились быстро. Моторы крутились. Я домкратом стронул машину, и когда Водопьянов дал газ, я в это время ударил два раза по лыже, машина сдвинулась и тихо пошла. Я на ходу вскочил в самолет, после чего Водопьянов дал полный газ, и самолет быстро поднялся в воздух. Сделали несколько кругов над лагерем, пока не взлетели остальные 3 самолета, и тогда легли курсом на Рудольф. Шли над сплошной облачностью. Изредка видны через разрывы облаков битый лед и разводья. Температура в воздухе минус 5 градусов. Ярко светит солнце. Моторы работают отлично. Высотные корректоры подняты до предела для экономии горючего. Через каждые 10— 20 минут осматриваю все моторы. Дефектов нет.

Облачность кончилась. Внизу битый лед и разводья. Иногда видим большие льдины. Опять сплошная облачность. Скорость самолета 200—215. Попутный боковой ветер.

Я следил за остальными самолетами на 85-й широте и ждал, когда два из них пойдут на посадку. Вижу, как Алексеев начал снижаться, за ним Мазурук. Алексеев скрылся за облаками, как утонул, а Мазурук пошел за ним, но опять набрал высоту. Оказывается, он решил дойти до Рудольфа. По его расчетам, бензина должно хватить... Вот на горизонте показался Рудольф. Все были очень рады. Через 15 минут мы плавно приземлились, несмотря на небольшой туман. Была теплая встреча с зимовщиками, экипажем Головина и оставшимися членами экспедиции. Сходили в баню, покушали и легли спать. Алексеев сообщил свои координаты. Решили послать за ним с горючим P-6 Головина...

На этом обрывается дневник Константина Морозова. После возвращения он был награжден орденом Красной Звезды и легковым автомобилем. И продолжал работать на родном заводе инженером ЭР О — снова обслуживал самолеты, на которых стояли моторы завода имени Фрунзе.

В конце марта 1848 года в лавках петербургских книготорговцев появилась тонкая книжка с изображением якоря на обложке. Не избалованный флотской литературой читатель с интересом узнал, что новое издание — ежемесячный «Морской сборник, издаваемый от Морского ученого комитета» создан для содействия «достижению главнейшего предмета своего назначения — пещись о распространении полезных сведений между служащими во флоте». Моряки радовались — наконец-то появился свой журнал.

Первый номер разошелся неожиданно быстро, и его основателю—председателю Морского ученого комитета вице-адмиралу Ф. П. Литке, мореплавателю и географу, одному из основателей и руководителей Русского географического общества,— пришлось повторить тиражи первых номеров и значительно увеличить тиражи последующих.

Читателями нового журнала стали не только офицеры и мичманы русского флота. «Краткие обозрения замечательнейших изобретений и опытов по всем отраслям морского искусства, известия по части военно-морского дела, современного состояния иностранных военных флотов и портов, плаваний судов и эскадр, необыкновенных происшествий на море, крушений, события прежних времен во всех флотах, краткие исторические и литературные статьи, имеющие предметом морское дело, рассказы...» собрали вокруг журнала немалое число любителей путешествий, географических знаний, морских приключений.

«Морской сборник» командирует за казенный счет в путешествия известных литераторов и затем представляет читателю серию очерков И. А. Гончарова «Русские в Японии», «На мысе Доброй Надежды», произведения А. Ф. Писемского «Путевые очерки», «Морские поездки», А. Н. Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», Д. В. Григоровича «Корабль «Ретвизан». Активно сотрудничали в журнале писатели В. И. Даль и К. М. Станюкович, хирург Н. И. Пирогов, педагог К. Д. Ушинский, видные деятели флота А. В. Головнин, К. Н. По-сьет, Ю. Ф. Лисянский, С. О. Макаров, И. Г. Бубнов, виднейшие ученые Э. X. Ленц, Б. С. Якоби, А. А. Попов, Ю. М. Шокальский, Ф. П. Врангель. Недаром Н. Г. Чернышевский назвал флотский журнал «одним из самых замечательнейших явлений нашей литературы — быть может, самое замечательное во многих отношениях».

После Великой Октябрьской социалистической революции журналом стали руководить революционные моряки — унтер-офицер с эсминца «Всадник» С. П. Лукашевич, лейтенанты Ф. Ф. Раскольников, А. И. Холодняк,

и в годы гражданской войны журнал занял свое достойное место как политический, технический и информационный орган Рабоче-Крестьянского Красного Флота.

К 1922 году окончательно сформировалось новое направление журнала, отвечающее решениям X съезда РКП(б) по восстановлению и строительству военного флота. Вслед за этим на V съезде комсомол принял шефство над РККФ и в течение года послал на корабли более 10 тысяч своих членов, и уже в 1924 году более половины матросов были комсомольцами. В 1933 году десятый номер журнала был полностью посвящен одной теме — 15-летию ВЛКСМ. В нем был опубликован приказ командования о присвоении звания «Почетный краснофлотец» с зачислением в списки экипажей кораблей А. Косарева, В. Чемоданова, С. Салта-нова, С. Горшенина, Д. Лукьянова и других ответственных работников ЦК ВЛКСМ.

Став научно-практическим журналом, «Морской сборник» поднимал актуальные темы боевой и политической подготовки, военно-морской истории, командирской учебы, организации службы. В его авторский актив вошли видные военные деятели, ученые, политработники.

С первых месяцев Великой Отечественной войны журнал освещал боевой опыт флотов и флотилий, знакомил читателя с оружием, техникой и тактикой противника, учил моряков тому, что требуется в боевой обстановке. Его авторами стали командиры и специалисты, лично принимавшие участие в боевых операциях...

И сегодня «Морской сборник» является помощником и советчиком молодых офицеров в освоении новых судов, самолетов, оружия и техники, в воспитании и обучении матросов, старшин, мичманов и прапорщиков. Практическим опытом на страницах журнала делятся командиры, политработники и офицеры-специалисты авианесущих крейсеров «Киев», «Минск», «Новороссийск», атомных крейсеров «Киров», «Фрунзе», атомных подводных лодок, ракетных катеров, авиачастей и частей морской пехоты.

Журнал постоянно публикует материалы о дальних походах наших кораблей, кругосветных плаваниях советских атомных лодок, экспедициях гидрографических научно-исследовательских судов ВМФ. На его страницах читатель находит оригинальные заметки и статьи по истории отечественного флота, рассказы и очерки писателей-маринистов.

Бессменный вахтенный флотской печати — журнал «Морской сборник»—140 лет несет свою службу.

В. АНИКИН

41