Вокруг света 1988-02, страница 7Вот и свершился оборот магического круга. Казнен главный герой, вернулось из зимнего плена Солнце, волки-оборотни и квидили, переодевшись украдкой (никто не должен знать тайну маскарада!) , слились с толпой зрителей. А у меня перед глазами невольно возникли вчерашние кровавые разводы на настоящей волчьей тропе: как близко все тут во времени и пространстве и как бесконечно далеко... Из каких глубин времени пришел на сегодняшний шаитлинский карнавал таинственный квидили? Что это за существо, не похожее ни на одного реального или мифического персонажа? Если со всеми остальными действующими лицами, включая боци и шайтана, как будто все ясно — они взяты из реальной жизни или старых верований, то с главным героем обстоит иначе. Начать с того, что ни с цезского, ни с других языков имя его непереводимо. Никакой ясности не могут внести в этот вопрос и сами шаитлинцы: старики лишь уверяют, что игби праздновали всегда — и отцы их, и деды; и квидили всегда был таким. Никто не ведает, кто он и откуда приходит, зато знают, что в этот день его нужно убить — тогда после холодов и вьюг наступит тепло. Похоже, что дагестанские горы сохранили до наших дней древнейшее зрелище: волки-боци удивительно похожи на характерных персонажей молдавских народных новогодних представлений — мошей и знаменитых болгарских куке-ров. И те, и другие дошли до нас еще от фракийцев... Так или иначе, но история игби, несомненно, тесно связана с древним культом ежегодного умирания и весеннего воскрешения природы. Как не вспомнить русскую масленицу, когда сжигают на костре соломенное чучело зимы — родную сестрицу шаитлинского квидили... Побывавший в Шаитли ленинградский этнограф Юрий Карпов считает, что праздник игби близок грузинской масленице, а квидили — ее главному персонажу Берику. Что ж, это предположение не лишено оснований: горные грузинские селения лежат за соседним перевалом на расстоянии нескольких часов верховой езды, и торговые связи существуют с ними издавна. И все же, может быть, разгадку квидили стоит искать в самом Шаитли? Ведь хорошо известно, что древние обряды и праздники, даже давно утратив магический смысл, веками упрямо хранят свою атрибутику и характерные черты, которые просто не могут не содержать в себе хоть какого-то намека на генеалогию главного персонажа. Здесь каждая деталь, любая, казалось бы, ничего не значащая мелочь, может дать ключ к разгадке. Почему, например, квидили казнят не на годекане, где происходят все главные события праздника, а ведут для этого на мост? Мост через реку, между прочим,— место не простое, в нем заключена эпическая топонимика: в сказках и былинах многих народов, в том числе и кавказских, это непременная арена змееборства. Вспомним русских богатырей, побеждающих Идолище поганое на Калиновом мосту! Конечно, мохнатый квидили с его лошадиной мордой не вяжется с привычным обликом змея, но иконография этого образа знает сопоставление символов змея и коня в верхнем палеолите, что привело позднее к возникновению мифологического образа дракона с конской головой. А огромная розово-алая пасть квидили, полная крупных блестящих зубов, которой пугают детей,— не отзвук ли это огнедышащей пасти дракона? К тому же символика змея, связываемая в первую очередь с плодородием, вполне укладывается в природу игби. Кем бы ни был квидили, шаитлинцы верно хранят древние традиции своего аула, смело вводя в старинные обряды современные персонажи и сюжеты, что делает праздник, посвященный когда-то силам природы, живым и злободневным. ...Грусть, навеянная казнью квидили, длилась недолго. Как и на всяком народном празднике, ее быстро сменило веселье. Бывшие боци, а вместе с ними и весь аул, пустились на годекане в пляс. Почти по-весеннему пригревало солнце. Аул Шаитли, Дагестанская АССР ™ь~ КАМЕННАЯ МАСЛОБОЙКА Теперь уже никто не давит масло из льна и кунжута таким трудоемким и примитивным способом. Из-за ненадобности заброшены и забыты почти все кундаи жувози. Деревянные колоды давно сгнили или пошли на дрова. А каменные маслобойки лежат под развалинами дувалов или заброшены, как ненужный хлам. Жаль, что мы так легкомысленно относимся к предметам, в которых воплощена многовековая история. Прежде чем сфотографировать каменную маслобойную колоду, которую я отыскал в кишлаке Латабанд Гиссарского района, мне пришлось сперва поработать лопатой: она была основательно завалена мусором. Но камень, к счастью, долговечнее дерева, и потому она сохранилась во всей своей красоте. Взгляните на снимок: все линии этого незамысловатого предмета, долго и верно служившего людям орудием труда, свидетельствуют о том, что его вытачивал большой мастер. Это не просто маслобойка — это почти произведение искусства. Нельзя разбрасываться такими вещами, их надо искать и хранить для потомства как свидетельства древней культуры. ТАЙТУРЕ БАТЫРКУЛОВ, г. Душанбе Фото автораСпособ, которым сбивали здесь масло из семян льна и кунжута, был прост, но очень трудоемок. Почти повсеместно колоду маслобойки (кундаи жувози), в которой толкли семена, делали, как правило, из твердых пород: абрикосового дерева, орешника, яблони и других. Сперва от ствола отпиливали или отсекали нужный кусок, затем аккуратно обтесывали его с наружной стороны и только потом специальным инструментом выдалбливали середину. Эта работа требовала от мастера большого умения. Однако в горных местностях, прилегающих к Гиссарской долине, вместо дерева использовали для кундаи жувози прочный камень. Конечно, масте-ру-камнерезу требовалось гораздо больше времени, чтобы вручную выточить из него колоду. Но зато труд его окупался сторицей: если деревянная колода изнашивалась лет через тридцать, то каменная могла служить вечно. Поэтому, наверное, дальновидные мастера старались вложить в свое дело Душу, тщательно обтесывали и отшлифовывали каждую колоду, стремились придать ей завершенную форму. Не случайно даже сейчас, спустя сотни лет, в этих изделиях угадывается индивидуальный «почерк» древних камнерезов. Жувозкаши — одно из древнейших на земле маслобойных производств. В Таджикистане оно развивалось в тех местностях, где постоянно сеяли лен. 5
|