Вокруг света 1988-07, страница 10

Вокруг света 1988-07, страница 10

Однако эта давняя мольба не услышана до сих пор. Хочется верить, что сегодня в связи с серьезными преобразованиями в нашем лесном хозяйстве и лесной промышленности положение изменится к лучшему. Названная проблема — одна из многих, в которых барахтаются как авиационная, так и наземная службы охраны лесов. Невольно задаешься вопросом: можно ли считать нормальным положение, при котором «хозяева» лесных пожарников не знают, где взять 200 тысяч рублей, чтобы приобрести десять единиц отработавшей свой срок военной техники, которая в ином случае будет отправлена на переплавку?

Стихия везде стихия, и леса горят не только у нас. Однако необходимо заметить, что, скажем, в Канаде, США, Японии, Франции, Швеции и многих других странах большие пожары удается ликвидировать быстрее, чем у нас. В 1977 году в штате Калифорния (США) к тушению крупного лесного пожара, возникшего в экстремальных условиях (температура воздуха 37 градусов, влажность 9 процентов, резкое усиление ветра), в считанные часы было привлечено 1200 человек и 105 автомашин, в результате чего огонь удалось погасить за двое суток. У нас же в Красноярском крае на один из медленно разрастающихся пожаров едва удалось направить 37 человек. И не было послано ни одной единицы техники! Лес полыхал до тех пор, пока пламя не залило дождем. И хотя по интенсивности калифорнийский пожар был много сильнее крас

ноярского, потери оказались почти равными: в первом случае выгорело 320 гектаров леса, во втором — всего на десять меньше.

Японцам в страшном для них 1983 году тоже удалось за двое суток ликвидировать небывалый по мощности пожар на площади 1035 гектаров.

Зарубежные специалисты считают, что любые затраты на тушение лесных пожаров оправдывают себя: с позиций сегодняшнего дня оказывается, что лес дороже...

Монотонно стучали на стыках колеса, где-то в ночи остались Решеты, с которых уходила ветка на Богуча-ны,— первый мобильный механизированный отряд ВНИИ возвращался в Красноярск после окончания испытаний. Впечатлений и разговоров было много. Вспоминали и недавний ке-жемский пожар, когда от удара молнии в сосняк-зеленомошник занялась тайга.

В те дни по району широкой полосой шли сухие грозы, а навалившаяся на тайгу засуха усиливала опасность. Начальник Кежемского авиаотделения охраны лесов Вячеслав Михайлович Шевелев с ног сбился, координируя выброс на очаги парашютистов-пожарных и десантных команд.

Пожар был обнаружен службой авиаотделения в 80 километрах юго-восточнее села Кежма. Горел 381-й квартал Аксеновского лесничества. Очаг был уже большой — около пяти гектаров, и летчик-наблюдатель выбросил на пожар парашютистов. Ребя

та на скорую руку пробили опорную полосу и пустили встречный отжиг. В какой-то момент показалось, что огонь удалось задавить, как вдруг ветер резко изменил направление, и пламя с ревом метнулось в ложбину, пластаясь над верхушками сосен.

На второй день горело уже более 80 гектаров, и теперь даже присланная летнабом подмога — пять человек из десантно-пожарной службы и десять рабочих во главе с лесничим — не могла спасти положение.

Я попал на этот пожар в середине июля, когда полыхало уже чуть ли не двадцать кварталов лесничества, по 800 гектаров каждый. Люди, измотанные бессонными ночами, с воспаленными от горячего пала и едкого дыма глазами, работали не щадя себя, но огонь не отступал. И тут к нам на табор прибежал Шевелев, приказал быстро готовить площадку для Ми-6: вертолет должен был доставить на пожар технику. Однако легко сказать — готовить площадку. Даже для Ми-8, машины сравнительно небольшой, требуется площадка размером метров пятьдесят на пятьдесят, а тут громадина Ми-6. Чтобы принять его, надо было вырубить участок тайги площадью с добрый аэродром и к тому же сделать твердый настил из бревен.

Голова пожара проходила чуть левее нашего табора, и Шевелев показал место, где готовить площадку. Времени было в обрез, а потому пришлось снять с кромки пожара две группы десантников и лесхозовских рабочих. Провозились мы с этой площадкой едва ли не целый день, и когда она была

службой для борьбы с лесными пожарами на юге страны. Об этих легендарных летательных аппаратах ходит немало интересных историй.

Гидроплан С-215 канадской конструкции был разработан специально для пожаротушения в лесах в середине 60-х годов и служит до сих пор. Его канадское происхождение отчетливо видно в самом названии «канадэр», образованном двумя составляющими «канада» и «эр» — воздух. Во Франции его считают одним из самых эффективных средств против лесных пожаров.

Этот гибрид лодки и самолета действительно вблизи напоминает нескладного пеликана с тяжелым красным клювом, коротким телом, высоко посаженными крыльями.

— Канадцы — хороши лесорубы,— нередко шутят пилоты,— по привычке они и самолет вырубили топором. Но, слава богу, это одновременно и хороший самолет, и отличная лодка. Она способна шестьдесят раз в день закачивать в свое чрево по пять с половиной тонн воды и выбрасывать ее над горящими лесами, кустарниками, постройками. Но в таком деле, понятно, очень многое зависит от пилотов.

Один из них — Жан Луи Грело, о котором я впервые узнал из журнала «Гран репортаж». Как и другим пожарным, ему чаще всех задают вопрос: «А не страшно летать в кромешном дыму, над пылающим лесом?» К слову заметим, что температура в верхних ярусах горящего леса превышает 800 градусов. Так что вопрос отнюдь не праздный.

— Не раз я дрейфил и думал про себя: «Пропал!» В эти мгновения сердце, казалось, выскочит из груди,— рассказывает Жан Луи Грело, 50-летний крепыш, поглядывая на «канадэры» через стекло диспетчерской аэродрома в Мариньяне.

Старый ас морской авиации, десять лет прослуживший на авианосце «Клемансо», Грело состоит теперь в воздушной эскадрилье, которая каждое лето вылетает на своих «водяных бомбардировщиках» на штурм огня.

— Одно из худших, пожалуй, моих воспоминаний — пожар в Аллатте, на равнине Пери в 1983 году. Это был год пожаров на Корсике. В конце июля горело повсюду. Была жуткая неделя. У Аяччо я взлетел в дыму, жара за сорок. Настоящая духовка. А «канадэры» к тому же не герметизированы.

Мне было поручено залить дом, зажатый пламенем со всех сторон,— в нем находилась девушка. Я рьяно взялся за дело. С трудом отыскал дом, выпустил всего в 30 метрах над ним воду и не заметил, что лечу прямо на гору. Кругом все затянуло дымом. И вдруг вижу ущелье с вьющейся лентой шоссе по дну. Раздумывать некогда, даю «газу» и чудом ныряю в этот проход. Избежал катастрофы, а вечером еле доплелся до кровати.

Грело вступил в отряд в 1970 году, он уже ветеран. Пилоты надолго запомнят тот семидесятый год, когда были уничтожены 73 700 гектаров леса на южном побережье. С тех пор сгорело еще 600 тысяч, что составило 4 процента лесных ресурсов Франции. По мнению ученых, лесные пожары — это национальное бедствие, грозящее обернуться экологической катастрофой. Кроме того, тушение пожаров стоит огромных затрат.

База в Мариньяне находится в повышенной готовности от восхода до захода солнца круглый год. «Водяные бомбардировщики» ночью не летают. Полеты в темноте даже с приборами ночного видения крайне опасны. Ведь проходят они на высоте трех десятков

8