Вокруг света 1988-10, страница 44цы чаще предпочитают ткань фабричную. Но в некоторых индейских общинах, например, в департаменте Уэуэтенанго, корте ткут только на домашнем станке. Особенным спросом пользуются ткани, созданные узелковым методом. Отделывают юбку цветной строчкой из шелковых ниток. Конечно, чем сложнее украшение, тем выше стоимость вещи. Но даже один и тот же кусок ткани индеан-ка умудряется носить по-разному, меняя длину, подгоняя по фигуре: то обертывает его вокруг талии гладко, то укладывает складками, то собирает мелкими сборками. Закрепляют корте поясом, тут тоже свои приемы: и длина, и ширина зависят от возраста женщины, ее положения в общине. Бывает, в пряжу, из которой делают пояс, добавляют волокна хенекена — разновидность агавы,— они делают ткань плотнее. В Ча-хуле орнамент на поясе обязательно должен совпадать с цветами блузки, это придает наряду строгость и гармоничность. Без шали-тсуте наряд не завершен. В ней носят ребенка за спиной, помещают кладь, в холодную погоду можно в нее закутаться, или накинуть на плечо, или укрыть голову. Не стоит забывать о том, что и головной убор гватемалок тоже без ткачества не соорудить. Индейские женщины убирают прически лентами, тесьмой, тонкими шелковыми или шерстяными шнурами, вплетаемыми в волосы, полосками материи со сложным рисунком, с разноцветными кистями на концах. В Сантьяго-Атит-лане ленты до двенадцати метров длиной, накручивают на косу, а потом обвивают голову, женщины проделывают эту процедуру с большой ловкостью и быстротой. Мужской индейский костюм практически исчез из обихода. Его можно увидеть разве что в дни праздников и семейных торжеств. Шляпа, тсуте, рубашка, пояс, плащ-капиксай и сандалии. Некоторые индейцы надевают поверх тсуте шляпу, сплетенную из пальмовых листьев. Покрой брюк и рубах несложен. Зато воротник и манжеты украшены изящным узором. Мужчины, живущие у озера Атитлан, носят короткие штаны с «птичьим» орнаментом. Капиксай, шерстяной плащ, вполне заменяет пальто. А это вовсе не роскошь в горном холодном Кучуматанесе... Завершает свой репортаж Пилар Эрнанс на гватемальском рынке — у лотков с разноцветными мотками шерсти. Прочность пряжи, толщина нити, качество красителя, фасон будущей вещи, сочетание цветов и рисунок — все это покупательницы часами обсуждают тут же, у лотков. Наконец покупка сделана. Можно сесть за станок — и побежит нитка, застучат палочки, поползет из-под рук мастериц, наследниц богини Иш-Чель, красочное полотно. Я. ЛАГУНОВА «ЧЕЛЮСТИ» В КИНО и в жизни Ричарда Эллиса и Джона Мак-Коскера сдружил пристальный интерес к белым акулам, или кархародонам. Ричард Эллис — автор «Книги об акулах» и многочисленных журнальных статей про морских хищников. Джон Мак-Коскер — директор Аквариума Стайнгарта в Сан-Франциско. Свое увлечение белыми акулами он называет даже болезненным пристрастием. Оба ученых не раз погружались в глубины в клетках, чтобы поближе рассмотреть объект своих исследований. Воображаемый диалог, который приведен ниже, мог бы происходить на палубе траулера, выходящего из Порт-Линкольна в Австралии. Стоит январь — пик лета в Южном полушарии. Судно загружено желтыми металлическими клетками, каждая — приблизительно размером с кабину пассажирского лифта. В ожидании кархародонов Родней Фокс, бывший подводник из Аделаиды, выливает за борт заранее заготовленную кровь, выбрасывает куски тунца и конины -приманку для акул. В 1963 году во время погружения около Олдинг-Бич белая хищница чуть было не перекусила Фокса пополам. Пришлось наложить 462 шва. Ныне Родней Фокс — главный специалист в Австралии по белым акулам. Джон Мак-Коскер: Стратегия атаки белой акулы та же, что у ин- 42
|