Вокруг света 1989-04, страница 64

Вокруг света 1989-04, страница 64

ГОРСКИЕ ИГРЫ

Городок Бреймор мало кому известен в большем мире. Но для шотландцев это название значит примерно го же самое, что Олимпия — для поклонников Олимпиад или Уимблдон — для теннисистов. Здесь, на севере Шотландии, каждый год проходят Горские игры — нечто вроде олимпиады по национальным видам спорта. Наши постоянные читатели, вероятно, знают, какие именно виды спорта собирают здесь многочисленных зрителей: переноска тяжеленных камней, толкание валунов, прыжки с шестом в длину.,. И конечно же, метание деревянного столба. Как видно на фотографии, такой столб не то что швырнуть — и удержать-то нелегко. Однако тренированным горским атлетам эта задача — ив буквальном и в переносном смыслах — по плечу.

БЫСТРОСТУП ИЛИ ТУФЛЕХОД?

Большинство открытий начинаются с критического осмысления чего-то хорошо известного или давно существующего. Разумеется, средство передвижения, изображенное на нашей фотографии, можно назвать «открытием» лишь в шутку. Английский изобретатель свежим взглядом посмотрел на велосипед и решил его... обуть. Причем одно колесо снабдил туфлями, а другое — кроссовками. Изобретатель утверждает, что ездить стало удобнее. Так это или нет — можно будет проверить, лишь когда «туфлеход» поступит в серийное производство. Однако кто знает, какие настоящие открытия будут сделаны на предложенном пути.

ПАМЯТНИК ЛЕГЧЕ ВОЗДУХА

Давно прошли те времена, когда воз душный шар мыслился только в виде шара. Нынешние умельцы изготовляют аэростаты (летательные аппараты, наполняемые легким газом) и монгольфьеры (наполняемые горячим воздухом) любых форм и почти любых размеров. Вот такой «шар» был запущен недавно в Турции. Его высота — 51 метр (при мерно с двадцатиэтажный дом), а изображает этот монгольфьер Сулеймана Великолепного — турецкого султана, при котором в середине XVI века Османская империя достигла высшего могущества.

ГОЛУБАЯ МЕЧТА

Миллионы курортников (мы имеем в виду людей со светлой кожей) всякий раз, попав на солнечный пляж, решают для себя мучительную задачу: как получить хороший загар и при этом не обгореть? Как избежать неприятных последствий солнечной радиации? И вот, наконец, изобретено средство, способное избавить от мук отдыхающих. Автор его — Боб Марч, живущий в солнечном городе Бойнтон-Бич (штат Флорида, США). Средство представляет собой ткань, которая «сообщает» курортнику, когда ему следует уйти с солнца. Роль индикаторов играют вплетенные в материю крохотные кристаллы, меняющие свой цвет под воздействием солнечного излучения. Отныне курортники, носящие майку или рубашку из новой ткани, судя по всему, перейдут на более простые взаимоотношения с солнцем: если майка изменила цвет на голубой, значит, полу ченная доза радиации достаточна и надо срочно искать тень.

МЕД И МАТЕМАТИКА

Всем известно, сколь геометрически правильным сооружением являются пчелиные соты. Они не только безупречны с математической точки зрения, но и выверены по строжайшему стандарту: размеры ячеек в сотах абсолютно одинаковы. Настолько одинаковы, что в XVII веке специалисты-метрологи предлагали избрать сторону ячейки в сотах за единицу длины в системе мер. Если бы это предложение прошло, то сейчас мы пользовались бы не метрами и сантиметрами, а какими-нибудь «пчельниками» (5,37 миллиметра — такова точная длина стороны шестиугольной ячейки).

Добавим к геометрии немного арифметики. Какое расстояние должна пролететь усредненная пчела, чтобы у нас на столе появилась килограммовая банка меда? После каждого вылета пчела приносит в улей чуть более двух сотых грамма меда. Значит, килограмм — это 50 тысяч вылетов. Принято считать, что за один раз пчела способна налетать до трех километров. Таким образом, килограмм меда эквивалентен... чуть ли не четырем облетам пчелы вокруг земного шара по экватору!

НЕЗАМЕНИМЫЙ АМАДУ

Есть вещи и вещества, которые давным-давно вышли из употребления, а когда-то они были просто незаменимы. Например, «амаду». (Мы имеем в виду, конечно же, не знаменитого бразильского писателя.) Люди, сведущие в истории техники, скажут, что это трут — материал для разжигания огня. На протяжении столетий — со времен средневековья по XIX век — люди, которым по тем или иным причинам требовалось часто разжигать огонь, носили с собой трутницы — металлические коробочки, содержавшие кремень (кресало) и железную пластинку для высекания искры, и собственно трут. Роль трута обычно играли пережженная тряпка или высушенный гриб трутовик: эти вещества при попадании искры начинали тлеть. А вот лучшим трутом считался амаду. Он делался из прокипяченного и высушенного трутовика, насыщенного порохом. Амаду изготовлялся в Германии еще с XIV века и экспортировался во все государства и княжества Европы. Правда, уже в XVII столетии появились серные спички. Однако они имели привычку к самопроизвольному воспламенению, и амаду долго оставался вне конкуренции.