Вокруг света 1989-07, страница 64

Вокруг света 1989-07, страница 64

нв>ь

ПОЛОСАТАЯ КАРАКАРА — хищная птица, обитающая только на Фолклендских островах, и больше — нигде в мире. Охотится она в туссоке — так называются кочковатые луга кустовых трав, распространенных в субарктических областях. Увы, в недавнем прошлом фолклендский туссок сильно поредел — в результате неумеренного выпаса овец и пожаров, которые устраивали охотники, выгонявшие из зарослей тюленей и диких свиней. Свиньи и тюлени по-прежнему водятся на островах, а вот судьба полосатой каракары остается неясной — возможно, этот эндемичный вид близок к полному вымиранию.

КАМЕНЬ ДЛЯ ГОСТЕЙ

Норвежский Хаммерфест считается — и вполне по праву — самым северным городом Земли: ведь лежит он за 70-м градусом северной широты. Конечно, в Норвегии есть населенные пункты и более близкие к полюсу — например, Гамвик или Лонг ийр на Шпицбергене. Однако у Хаммерфеста — твердый статус города, и этим все сказано. Раз город, а тем более самый северный в мире, значит, мно го туристов. И все хотят оставить о себе память типа: «Здесь был Гуннар». Или Предраг. Или знаменитый по всему свету Вася. Оберегая памятники архитектуры и природные достопримечательности, городские власти предоставили в распоряжение туристов огромный валун, разрешив писать на нем все, что заблагорассудится гостям Хаммерфеста. Валун — на нашем снимке. При желании можно разобрать некоторые надписи. Этот огромный монолит даже имеет свое название — Вершинный камень.

ОН, ОНА И ВОСЕМЬДЕСЯТ ТАРАНТУЛОВ

Фрэнк и Энн Уэббс, живущие в ан глийском городе Радлетт, очень любят животных. Правда, не всяких, а весьма экзотических. Например, тарантулов -их в доме Уэббсов восемьдесят! Или скорпионов (включая малайзийских). А также змей и гигантских многоножек.

Кстати, любовь к ядовитым братьям меньшим разделяют и соседи Уэббсов: никто не отказывается посидеть с питомцами, если хозяевам уникального зверинца требуется отлучиться на вечер Впрочем, о вкусах спорить не будем...

— Я предпочитаю тарантулов,— говорит Энн Уэббс (она, между прочим, одна из руководителей Британского общества защиты тарантулов, насчитывающего пять сотен членов).— Это очень древние представители паукообразных — настоящие динозавры паучьего мира. Я думаю, они способны на теплые чувства и ответную любовь. Они не опасны и вовсе не мстительны — ни я, ни мой муж ни разу не были искусаны.

КАЖДУЮ СЕКУНДУ

Сообщим совсем коротко: для того, чтобы получить тонну бумажной массы, требуется срубить по меньшей мере 170 деревьев, В результате на планете ежесекундно исчезает лес на территории площадью примерно с футбольное поле. Это несколько меньше гектара, но зато — каждую секунду! Каждую секунду...

ЧЕРНАЯ ТОСКА

Попробуем вообразить себе жизнь моряка на крупном танкере. Идет себе судно, крутятся винты В танках хлюпает нефть. В каютах живет экипаж. Идут дни, недели... Скучно. И хотя в некоторых странах на танкерном флоте команде разрешено брать на борт членов семьи — все равно скучно. А в итоге — следующая статистика: треть моряков покидают танкерный флот в течение первого года. Две трети расстаются с родным судном в течение пяти лет. А за десять лет танкерный флот сменяет примерно девяносто процентов своего состава. И это— безотносительно к авариям и реальным морским опасностям. Психологический комфорт — штука тонкая...

ОДНОНОГИЙ ДРАКОН

В большинстве легенд, мифов и сказок народов мира есть это ужасное существо. Впрочем, не всегда и не везде ужасное. Если в западной мифологии дракон — всегда исчадие ада, то в восточной все не так просто: например, Будда приручил дракона, а многие китайские императоры — по преданиям — держали этих чудовищ в качестве домашних животных.

Китайская традиция указывала, что натуральный дракон состоит из девяти обязательных частей: у него голова верблюда, глаза — демона, уши — коровы, рога — оленя, ноги — тигра, шея — змеи, живот — моллюска, чешуя — карпа, когти — орла. И еще: на голове есть совершенно уж оригинальная шишка, которая позволяет дракону летать.

В странах Востока к дракону по-прежнему относятся с пиететом: сооружают суда в виде драконов, запускают с их изображением воздушных змеев, носят чучела драконов во время праздничных шествий. В Китае до сих пор сохраняется верование (разумеется, у определенной части населения), что небо — это обиталище драконов, а облака — их могучее дыхание, в клубах которого чудовища прячутся.

Наконец, чтобы хоть как-то завершить тему драконов (вообще-то она неисчерпаема), сообщим, что индейцы Северной Америки неизменно связывали землетрясения и прочие стихийные неприятности с жизнедеятельностью драконов. В частности, бури и штормы вызывал одноногий дракон «хуракан» — этимология нашего слова «ураган» более чем прозрачна. Но почему одноногий? А потому, что у смерча (торнадо), как правило, одна нога.