Вокруг света 1989-11, страница 41

Вокруг света 1989-11, страница 41

опоясывают внутри башню. Поднимаясь по ним, не видишь ничего, кроме стен.

Со смотровой площадки на восьмидесятидвухметровой высоте Гамбург открывается по-новому. Взор устремляется к гавани. Широкий рукав Эльбы спокойно огибает остров Вильям-сберг. Плавучие краны, словно металлические журавли на высоких ногах, мерно кивают клювами. Полоса набережной, сплетенье улиц с бегущими машинами напоминают отсюда большую детскую игру, запущенную умелой рукой волшебника. Впрочем, так оно и есть. Если с высоты не различить, не угадать номера машины, названия магазинов, надписи вывесок, то имена «волшебников» читаются легко и свободно. Над терминалами порта, над небоскребами и кубами деловых зданий и контор ярко горят их гигантские рекламы.

Хотя число прихожан в последние годы упало, Михаелис-кирхе процветает по-прежнему. А все потому, что она тоже нашла в современном городе свое место как своего рода духовный центр, да и прежние прихожане оказывают ей поддержку.

Большой орган церкви поражает воображение не только своим звучанием, но и видом. Этакая барочная птица, обнимающая зал своими трубчатыми крыльями! Когда два хора — взрослый и детский сливаются со звуками органа в хвале «Наш Михаил», екает сердце и перехватывает дыхание.

Община Михаелис-кирхе содержит приют для престарелых и детский сад. Это довольно прибыльно, тем более, что таких учреждений в городе мало. К услугам верующих, для «особенных случаев», дьякон и две медсестры — своеобразная служба скорой помощи Есть и молодежные группы, которые работают под руководством священников. Словом, вниманием охвачены все возрасты и разные социальные слои. Сегодня церковь св. Михаила стала престижным храмом.

Однажды мне довелось видеть здесь обряд венчания. Огромный зал был пуст, лишь на передних скамьях сидели родственники и знакомые новобрачных. Органист играл торжественный хорал, и священник в черно-белом облачении напутствовал молодых. Было ясно, что свадьба скромна и небогата. Молодые чувствовали себя явно неуютно в огромном холодном зале, боялись смотреть друг на друга, руки их дрожали, и какая-то пожилая женщина с передней скамьи все время подбадривала их. Сзади толпились любопытные, в том числе и я. Наконец, священник заученным широким жестом благословил молодых, и они под музыку Мендельсона пошли к выходу. У дверей ждала старинная карета с опущенной подножкой. Молодая, держась за руку мужа, робко ступила на нее. Они уселись, и колеса застучали по каменным мостовым Гамбурга.

Гамбург

39