Вокруг света 1990-06, страница 61МНОГО ЛИ НАДО ЧЕЛОВЕКУ? Затронем такую невеселую тему, как похороны. Исторический экскурс в эту область может дать любопытный материал к изучению человеческой психологии. Известно, что древние египтяне укладывали в гробницу вместе с покойником драгоценности, пищу и даже слуг — для облегчения усопшему загробной жизни. Впоследствии обряд был модифицирован — возможно, не столько из человеколюбия, сколько по экономическим причинам: инвентарь, пищу и слуг стали заменять глиняными муляжами и фигурками. Соображения охраны самих могил тоже играли не последнюю роль: грабежи захоронений — весьма популярный промысел — можно было предотвратить только одним способом: избавив могилы от объектов алчных вожделений. Минойцы и этруски также не мыслили загробной жизни без пищи. В гробницах были предусмотрены специальные отверстия, куда следовало опускать продукты питания уже после захоронения. Впрочем, не все разделяли взгляды на необходимость этого обряда. Власти издавали даже специальные указы, регламентирующие жертвоприношения. Предписание, датируемое примерно 2500 годом до нашей эры, обусловливало предельное количество пищи и инвентаря, опускаемых в могилу (и следовательно, ставило жесткие рамки потребностям человека в загробной жизни): не более трех кувшинов пива, восьмидесяти хлебов и трех мер зерна; никакой одежды, никаких лавок и сидений, одна кровать и одна подставка под голову. ЭХО ДАВНИХ БОЕВ Эта игра до сих пор сохранилась в центральных районах Турции. Состязание небезопасно, и участвовать в нем берутся лишь те, кто считает себя настоящими мужчинами. Правила игры — она называется «сирит» — просты: двое мужчин, вооруженные тупоконечными палками, садятся на коней, пускаются в галоп и с определенного расстояния пытаются поразить друг друга копьями. Сирит — эхо древних сражений между сельджуками и крестоносцами. Как известно, в конце XI века крестоносцы отвоевали у сельджуков Палестину, часть Малой Азии и другие территории. Для игры же вовсе не важно, каким образом старинные роли распределяются между всадниками. Главное — уметь держаться в седле, владеть копьем и выносить удары судьбы — в буквальном смысле. ПЕРВЫЕ — РАСТЕНИЯ. А ЗАТЕМ? Так грозит нашей планете парниковый эффект или нет? Судя по последним зимам — а они год от году становятся все теплее,— угроза вполне явственная. Впрочем, это оценка, так сказать, на бытовом уровне. А вот мнение специалистов. — Парниковый эффект — или накопление двуокиси углерода и прочих газов в земной атмосфере — приведет к тому, что в ближайшие сто лет среднемировая температура поднимется примерно на три-шесть градусов Цельсия,— утверждает Дэниел Боткин, профессор биологии Калифорнийского университета (США).— Предстоят изменения глобального характера, но первыми потепление климата ощутят на себе растения. Что имеется в виду? Прежде всего то, что повышение температуры с трудом перенесут такие деревья, как ель и сосна, то есть те, которые идут иа строительство домов и производство бумаги. Их достаточно быстро вытеснят клены, буки, березы — «мебельные*» породы; огромные пространства завоюют кустарники. Однако бытовой или индустриальный дискомфорт человека — это еще полбеды. Нетрудно предположить, что вместе с хвойными лесами уйдут и их обитатели. А затем... Затем начинается экологическая цепь (точнее, «антицепь»!), отдаленные звенья которой сегодня трудно и вообразить... ОГОРОД-САМОХОД Озеро Инле известно далеко за пределами Бирмы. Популярность ему принесли знаменитые плавучие огороды. Менее известно, что подобные же плавучие сады есть и в озерах Кашмира. И уж совсем немногие слышали про ацтекские сады на воде. Между тем для испанцев, пришедших завоевывать империю ацтеков, это было одно из чудес света. Большие зеленые острова плавали вокруг столичного города Теночтитлана, подчиняясь воле кормчих, которые отталкивались от дна шестами. Во всех случаях принцип создания плавучего сада один и тот же: на плетеный плот наносится плодородная почва, в которую высаживаются семена. Главное достоинство такого сада-огорода — его мобильность. Пока фрукты и овощи созревают — плот стоит возле дома хозяина, пришла пора урожая — можно поднимать якоря и править свой огород прямехонько на базар. О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ В наше время это изречение, пришедшее из седой античности, служит уже не просто правилом хорошего тона, но глубоким принципом сосуществования разных народов на одной столь маленькой планете. Применительно к кухне и продуктам питания оно означает, впрочем, то же самое, что и две тысячи лет назад: не осуждай то, что нравится твоему соседу. Одним нравится гречневая каша, другим — лягушачьи лапки, третьим — мучные черви. Житель малавийской деревни Бондела (на нашей фотографии) несет на базар жареных термитов. В здешних краях это не просто ходовое лакомство, как наши семечки, а жизненно важная белковая пища. В горных районах Юго-Восточной Африки любой продукт, богатый протеинами, обретает особую ценность. Рисунки В. ЧИЖИКОВА
|