Вокруг света 1990-08, страница 29бенно если учесть, какой урон наносит добыча нашей земле. Загрязнение воздуха, воды, понижение уровня грунтовых вод. Но дело даже не только в этом и не столько в этом. Мы в принципе не хотим присутствия «Пибоди Коал» на своей земле. Договор заключал административный совет племени — марионетка при Бюро по делам индейцев. Народу условия договора толком не объяснили. Вожди и духовные наставники никогда не одобряли это соглашение. А теперь из-за него хотят насильственно переселить индейцев навахо — четырнадцать тысяч человек. Мы против этого. — Индейцев выселяют с их земли? — вскричал Тай.— Да это же скандал на весь свет! В Америке никто даже и не подозревает, что такое возможно в нашей стране в конце XX века! — Увы, это так,— настаивал Баньяка,— семьдесят восемь человек уже были вынуждены уехать. А чтобы мы не объединились для отпора, власти пытаются рассорить нас с навахо. Они распространяют слухи о вражде между нами — это ложь! Они разгородили наши резервации колючей проволокой, чтобы якобы защищать нас друг от друга. Какой вздор! Проволока — как в концлагере! Даже скот теперь трудно пасти... — Колючая проволока на индейской территории? Не может быть! Они бы не посмели! — кипятился Харрингтон.— Да одна фотография такой изгороди — я их на весь мир опозорю. Невозмутимый вождь только смерил его взглядом: — Заводи мотор. Между 362-й и 363-й милями ведущего в Моенкопи шоссе мы свернули направо, на желтый песок проселка. Дорога начала петлять по предгорьям, поросшим низкорослыми соснами, и минут через десять уперлась в колючую проволоку. На ней висела желтая металлическая табличка: «Собственность правительства США. Причинение ущерба карается законом». Похоже, угроза эта особого действия не имела: в нескольких местах табличка была пробита пулями. — Изгородь установили военные,— сказал Томас Баньяка.— Решать проблемы хопи и навахо — не дело армии США. Если между нами и есть какие-то трения, они могут быть решены в одной комнате и в один день... На этой земле расположены святыни обоих племен. О ней должны заботиться наши духовные наставники, а не правительство Соединенных Штатов! — Вожди племени категорически против увеличения добычи и дальнейшего переселения людей,— сказал нам Баньяка.— Мы уже неоднократно писали об этом и руководству компании, и в Вашингтон. Но между нами глухая стена непонимания. Три вождя: Томас Баньяка-Несу-щий-Весть, Орен Лай он з — один из Хранителей Огня и Оливер Мей-сон — Хозяин Лососевой реки. Кстати, сами можете спросить людей, что они об этом думают. К этому времени мы подъехали к местной школе, возле которой стояло несколько человек. Обычно индейцы не склонны откровенничать с белыми журналистами, не любят позировать перед их камерами. Тут же они вели себя совершенно иначе. К нам подошел интеллигентного вида индеец с дочуркой на руках. Представился. Дэн Хэрдер, как раз из числа выселяемых. — Мы не хотим уезжать, но нас к этому вынуждают. ВОКРУГ Остальные индейцы сочувственно зашумели. — А теперь я покажу вам наш «лагерь выживания»,— сказал неутомимый Баньяка.— Он расположен в укромном месте в лесу. Летом там собираются сотни людей со всего света — самых разных национальностей и вероисповеданий. Объединяет всех идея борьбы за экологическую чистоту и гражданские права. Зимой там никого нет, но все равно интересно. Основательно попетляв по песчаным холмам, мы въехали в сосновую рощу и попали в лагерь — дощатые строения вокруг большой поляны. В центре высится сухое дерево, украшенное разноцветными лоскутами. В июле тут, по словам Баньяки, молодые парни играют в ритуальную игру: к дереву привязывают длинные веревки с крючьями, вонзают крючья в кожу и, разбежавшись, летят над землей. Больно? Да. Опасно? Такие мужественные игры остались индейцам от предков: воины воспитывали в себе презрение к опасности. В большом круглом помещении стоял алтарь. За стеклянными створками светились бронзовые буддийские боги в соседстве с еще более древними священными символами индусов, толпились индейские божки. Но по стенам были развешаны карты, диаграммы понижения уровня грунтовых вод, детальные планы местности, испещренные условными обозначениями полезных ископаемых. Все выполнено очень добросовестно, обстоятельно, профессионально. Как же сказочно богата, оказывается, священная Земля Четырех Мес! Разглядывая карту, неожиданно натыкаюсь взглядом на международный знак радиационной опасности. Так вот оно в чем дело! Вот где, вероятно, и разгадка армейской колючей проволоки, и причина выселения коренных жителей: в кладовой Великого Духа таится уран! Вот где причина Вести — предостережения не тревожить «зону четырех углов», которую сообщил Великий Дух вождям хопи после трагедии Хиросимы. И вот отчего поручил вождям нести в мир свою Весть! Как точно все же сформулировал нам суть отношения белой, «официальной» Америки к индейцам адвокат Тим Колтер: — Там, где на карту поставлены огромные экономические ресурсы и политическая власть, индейские племена всегда окажутся в крайне невыгодном положении. А до него более образно высказался великий американец Авраам Линкольн: — Овца и волк по-разному понимают слово «свобода»; в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе. Окончание следует 27 |