Вокруг света 1990-08, страница 32

Вокруг света 1990-08, страница 32

Гербы провинций Нидерландов.

Groningen

Friesfoftst

в 1814 году все провинции Бельгии и Нидерландов находились в составе Французской империи.

При дележе Европы на Венском конгрессе 1815 года был восстановлен суверенитет Нидерландов. Однако бывшая республика становилась королевством, а королем — возвратившийся из эмиграции сын последнего штадгальтера Вильгельм VI Оранский, известный под именем Вильгельма I. Тогда герб страны, родившейся во время буржуазной революции XVI века, был увенчан короной.

Последние новшества в государственный герб Нидерландского королевства были внесены в 1917 году по инициативе принца-консорта Нидерландов Генриха Мекленбургского (1876—1934), большого почитателя геральдики. Королевскую корону на голове льва тогда заменили на обычную. Щит стали изображать под пурпурной с горностаевым подбоем мантией. Строго говоря, это не мантия, а сень. Так называется купол, под которым находится тронное место — отсюда, между прочим, происходит и слово «осенять». Над сенью покоится королевская корона. Особую торжественность придали гербу щитодержатели в виде львов. Задние лапы их опираются на ленту с написанным золотом девизом герцогов Оранских: «Je main-fiendrai».

30

Государственные герб и флаг Ко ролевства Бельгии.

ЕДИНСТВО ДЕЛАЕТ СИЛЬНЫМ

Бельгия обрела независимость намного позднее Республики Соединенных Провинций. Произошло это вопреки решению Венского конгресса, в соответствии с которым южные провинции Нидерландов, освобожденные от французов, были отданы под власть Вильгельма I.

Но слишком долго народы севера и юга Нидерландов жили обособленно, за многие годы накопились обиды. И по доброй воле народы юга не пожелали подчиняться кому бы то ни было. В 1830 году вспыхнуло восстание в Брабанте, и с этого времени «брабант-ский» золотой лев стал повсюду восприниматься как символ независимости союза южных провинций — «лев Бельгии».

Черно-золотая гамма герба южных провинций сложилась еще во времена Нидерландской буржуазной революции. Особенно активно боролись с испанцами во Фландрии и Брабанте. Поэтому историческая символика этих земель воспринималась патриотически.