Вокруг света 1990-12, страница 34раскачиваться, пока ему не удалось ухватить удобную, с его точки зрения, соседнюю ветвь. Дело сделано. Осталось связать ветви обоих деревьев, чтобы как по мосту перебраться к пчелам. Казиани и Тему последовали за ним, неся корзинки с углем и топорик. Передав ему корзинку с углями, они опасливо расположились неподалеку, а Апумбаи стал окуривать пчел, вдувая дым прямо в леток. Затем, обвязавшись веревками из лиан поперек туловища, он спустился чуть ниже отверстия и начал расширять его топориком. Как только дыра была пробита, Апумбаи, запустив в нее руку по локоть, вынул изрядный кусок сот и сунул в рот. Дингоно с товарищами умоляли его бросить им хоть маленький кусочек. Они даже подставляли широкие листья, чтобы мед не упал на землю. Того же требовали соседи по дереву. Но пока Апумбаи жевал, он никого не слышал. Потом, дожевав, сосредоточенно, медленно и даже несколько торжественно поместил драгоценную добычу в свою корзину, а вторая порция, закачавшись на веревке, стала спускаться к земле. - Мы съели столько меда,— рассказывал ученым впоследствии Дингоно,— что наши животы стали как барабаны. А еще больше принесли домой! По наблюдениям одного из участ ников проекта «Лес Итури» Роберта Байли, примерно десятая часть времени уходит у эфе на поиски меда. Кроме того, что он просто вкусный, мед составляет около 14 процентов калорий в общем объеме их питания. Надо сказать, что и высокорослым банту без сладкого тоже приходится туго, и, когда речь заходит о меде, они не скупятся на ответные дары. Мед, мясо и овощи тесно связывают эти два племени. Казалось бы, высокорослые банту могли без особого труда обойтись без услуг эфе. Ведь они в меньшей степени зависят от леса, способны обеспечивать себя урожаем своих полей и огородов. Но и эфе могут самостоятельно обеспе- 32 |