Вокруг света 1991-03, страница 56Эрик МЭПЛ КОЛДОВСТВОНесколько лет назад в Англии вышла книга Эрика Мэпла «Колдовство», где автор попытался собрать воедино все, что известно сегодня о ведьмах и их ремесле. Мы предлагаем вниманию читателей несколько отрывков из этой книги и сохраняем все авторские оценки и суждения, что, конечно, не означает что они цешком разделяются редакцией... ВВЕДЕНИЕ В ДЕМОНОЛОГИЮ Многие еще твердо верят, что нас окружают могущественные сверхъестественные силы, управляющие нашей судьбой. Такая психологическая склонность к вере в сверхъестественное присуща лишь человеку. Она, должно быть, возникла в результате интуитивного убеждения о существовании души, вечная природа которой переживает смертную плоть Первобытный человек был убежден, что любой объект, неважно — живой или нет, имеет свою душу и сознание, подобно его собственным. «Волшебники», «чародеи» и «колдуны» известны с самых древних времен. Их роль в обществе состояла — и состоит — в контакте с мирим духов, то есть посредством чар, жертвоприношений они заставляют духов подчиняться им как в их собственных интересах, так и в интересах «клиентов». Обычно колдунов просили о дожде и хорошем урожае, они также предсказывали будущее по звездам или с помощью «магического кристалла» (известного также под названием «хрустальный шар»), насылали злые чары на врагов. Если волшебство, которым пользовались колдуны, приводило в действие добрых духов и приносило пользу, оно считалось «белой магией». «Черная магия» обращалась к помощи злых сил или злых духов, ее всегда считали антисоциальной, и люди верили, что в основе ее лежат самые дурные намерения. В средние века и в период европейского Ренессанса церковь начала нещадно преследовать колдунов и их деятельность. Считалось, что ведьма или колдун состоят в союзе с Сатаной. «Демон» — «дьявол» среднего ранга или просто злой дух, подчиняющийся «Духу-господину», «Дьяволу» или «Сатане» (это самые известные имена дьявола-искусителя и праотца всего зла). Инквизиция, уч режденная папской властью для борьбы с еретиками, рассматривала колдовство и черную магию в одном ряду с самыми серьезными прегрешениями против законов Бога. На протяжении примерно двухсот лет, начиная с последнего десятилетия пятнадцатого века, инквизиторы каленым железом выжигали колдовскую ересь в городах и деревнях Европы. Страх перед черной магией достиг и Америки — по обвинению в колдовстве в этой стране предстали перед судом более двухсот тысяч жертв: их пытали, вешали и сжигали на кострах. Деревенских колдунов обвиняли в том, что они могут вызывать зловещие силы природы, а сами плотски общаются с «демонами», поэтому их потомки — «бесноватые» или «одержимые». Встречи, на которые собирались ведьмы — иногда чрезвычайно разнузданные,— известны как «шабаши». Когда в восемнадцатом веке костры ERUS Тема извечной борьбы Всевышнего и Сатаны присутствует в церковной живописи. Сценки из жизни неведомых сил взяты из книги Джона Гленвила, вышедшей в 1683 году. 54 |