Вокруг света 1992-02, страница 60Пройдет официальное шествие, и праздник на целый месяц перемещается «в народ». Сначала в самой «традиционной» зоне Мондевидео — в районах Сур и Палермо — устраивается парад, внешне схожий с официальным. Но и на этот раз за каждой компарсой следуют, приплясывая, смеясь и дурачась, те, кто помогал ее создавать, разукрашивать, одевать и вдохновлял на конкурсные подвиги — жители их кварталов «барриос», сослуживцы, а то и просто друзья и знакомые. Здесь и улицы поуже, стало быть, и обстановка пожарче, пораскованнее, абсолютно лишенная официальности. И народу тут побольше, и все, что творится, приобретает характер доброго переполоха, в котором и шумно, и весело, и где любая шутка не вызовет обиды. Здесь все усыпано конфетти и серпантином, то и дело взрываются хлопушки, петарды и воздушные шары, не умолкая гремит музыка, и все чувствуют себя друзьями. А потом карнавал «спускается» на многочисленные эстрады театров, парков. Конкурс продолжается. Строгое жюри отбирает лучших. Существует несколько категорий, по которым соревнуются участники: «мурга», пародия, юмор, «фальшивые» негры и т.д. Стать победителем на карнавале очень почетно. Старания артистов приобретают порой довольно забавные формы, например, среди танцовщиц «кандомбе» в Монтевидео безусловно лидирует группа, или, как они сами себя называют, «племя», очень популярной артистки Росы Луны. Эта высокая, стройная, обладающая пышными формами мулатка на каждом карнавале оказывается в центре внимания. В самом деле, трудно найти другую группу танцовщиц, способных так зажигать публику и выдерживать столько часов непрерывного темпераментного танца. Входя в раж, артистка нередко выделывает такое, что верхняя часть ее туалета не выдерживает и, к восторгу мужской половины зрителей, рвется. Забыв на время свои проблемы и заботы, люди тысячами стекаются к эстрадам и тоже участвуют в представлениях и конкурсах. Они вовлекаются в красочный водоворот и вместе с артистами поют, танцуют, взрываются дружным хохотом на шутки и ядовитую сатиру, вибрируют в такт ритмов «кандомбе», умиляются очаровательной наивности мальчуганов, увешанных не по росту большущими тамбурами, и девчушек, очень старающихся во всем быть похожими на былых звезд, от одного взгляда на которых у мужчин становятся ватными ноги, а в глазах их жен вспыхивает суровый огонь ревности и подозрительности. «Уругвайский карнавал, — говорит известный художник, поэт и архитектор, замечательный знаток «кандомбе» Карлос Паэс Виларо, — это когда смеется даже календарь и все население самозабвенно бросается интенсивно и весело жить в ином мире, отличном от привычного. В мире, о котором каждый мечтал еще с детства и который видел в прекрасных снах. В мире, который одним помогает вспомнить все самое доброе, а другим забыться и забыть все плохое, что их окружает. Хотя бы на время». |