Вокруг света 1992-04-06, страница 54люзия тотчас пропадает, когда заговоришь с ними по-русски: они ни слова не понимают». И вот здесь Савельев допустил свою единственную ошибку — а зачем им, кавказцам, было понимать по-русски, если они не забыли родной, половецкий язык? Допустить мысль, что это один народ, Савельев не решился. Хотя сам же чуть позже отмечает влияние половецкого языка на речь казаков, разбирая особенности южнорусского говора: «В настоящее время говор этот под влиянием народных школ и полкового обучения до того сгладился, что не далеко уже то время, когда он совсем исчезнет». Остается лишь добавить, что слова эти написаны в начале XX века. После прочтения книг Е.П.Савельева мне многое, кажется, стало ясно, например, то, почему в старинных обрядовых песнях кумыков часто вспоминаются Анна-Дон (дословно Матушка-Дон), Кырым, Кубан и другие географические объекты, лежащие далеко в стороне от моего родного Дагестана... По вечерам мы рассматривали фотокарточки, которые Фекла Павловна хранит в полиэтиленовом мешочке. Фотокарточки разные: старые и не совсем. Но о каждом человеке на них моя хозяйка подробно, неторопливо рассказывала. — Мышка забралась, пообточила, — проговорила она, взяв фотографию, на которой осталась лишь часть того, что было, ведь далеко хранились эти фотографии,там, куда только мышка и пролезет. — Вот этот — отец мой. Справный казак был. На меня смотрел из того времени усатый молодец, подтянутый, как струна, как пружина, готовая спустить боек. И начался рассказ про отца, про его жизнь, так нежданно оборвавшуюся... Ничего не бывает теплее этих тихих воспоминаний в казачьей хате, где в углу стоит железная кровать с никелированными шишками, на ней спал этот человек из того времени, рядом с кроватью шкаф с мутным от старости зеркалом, сюда этот человек из того времени вешал свою черкеску... Казалось бы, ничего не изменилось в комнате с тех пор. Только нет того человека! Нет казака, его потомки уже не казаки. К сожалению. С 1918 по 1921 год, словно раскаты грома, гремели расстрелы в казачьих станицах. Били друг друга казаки нещадно: красные шли на белых, белые красным кровь пускали. Повоевали братья всласть, вдосыть. А тот, кто «в красных портках на казачьем коне» сидел, довольный потирал руки: «Да здравствует славное трудовое казачество», — орал во все горло гадина. Поредели станицы, будто слепые пропололи здесь огороды, — все повыдергивали. Мужчину на улице не встретить было. Около станицы Архонской лес начинался, там казаки скрывались. Да от судьбы разве скроешься? ...Нынешний председатель колхоза Дмитрий Михайлович Калиниченко тоже в ссылке побывал, правда, по собственной воле. Рассказывал, как его, пацана восьми лет, потеряли, когда арестованную их семью на вокзал везли. Так он, смышленыш, сам пошел туда, где эшелоны стояли. Приходит и говорит охраннику: «Пусти, дяденька, меня с папкой в ссылку». Пу стили. А не пустили бы — погиб парнишка... Вот так «трудовое К. вступило на путь социалистического строительства». Мне старики рассказывали про Бо-бовникова, до сих пор помнят этого садиста в кожаной тужурке. «Насажаю, говорит, казачат на лавку и расстреливаю». И еще смеялся, негодяй: «У детишек голова, как арбуз, разлетается». В его руки чуть было и не попал Митька Калиниченко, будущий председатель колхоза-миллионера. Другие казачатки менее сообразительными оказались... Видел я и копии выписок из протоколов заседаний тройки НКВД Се-веро-Осетинской АССР. И против каждой фамилии написано: «10 лет» или «расстрел». Наверное, из-за Троцких, Свердловых, орджоникидзе, бобовниковых и отличаются теперь у Феклы Павловны фотографии — те, что старые, и те, что совсем не старые. Простите меня, дорогие братья, потомки славного половецкого племени, но предки наши совсем иначе на фотокарточках выглядят — гордость у них была, чего на современных фото запечатлеть не удается. Не пойму: то ли раньше фотоаппараты лучше были? То ли фотографы? Уезжал я из Архонской той же зеленой дорогой. Но деревья уже стояли, как на кладбище, через которое тянулась дорога. Станица Архонская Заслуга М.Аджиева в том, что ему удалось собрать малоизвестные исторические сведения и на их основе выстроить свою гипотезу, показать свое видение событий, охватывающих двух-тысячелетний период. Гипотеза в деталях не бесспорна, но на то она и гипотеза, чтобы, обсуждая ее, вызвать интерес к истории нашей страны; чтобы побудить молодых читателей и даже специалистов еще раз посмотреть на, казалось бы, известные факты: или по-новому прочитать их, или согласиться с незыблемостью устоявшегося мнения. Тема, затронутая в очерке, вызывает мысли, выходящие далеко за его рамки. Невольно возникают вопросы: кто — мы? кто — наши предки? Ведь нечасто вспоминается очевидное — российская культура исторически сложилась при слиянии по крайней мере двух культур: славянской и тюркской. И неизвестно, ПО МНЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ влияние какой культуры было решающим. А ведь были еще аланы, угро-финны, которые тоже в той или иной мере повлияли на становление нынешней культуры народов России. Г.Е.А ФАНА СЪЕВ, доктор исторических наук Мурад Аджиев, кумык по национальности, литератор и географ по призванию, считает,что постигшее Россию возмездие уходит корнями в братоубийственную войну между казаками и тюркскими народами. Непонятно, правда, почему тот исторический закон возмездия миновал процветающие Соединенные Штаты, обошедшиеся с коренным населением куда круче нашего, но тут уж, видно, ничего не поделаешь: за границею — все куда умнее устроено, на то она и заграница. И тем не менее: меня, чьи предки жили в абазинском ауле, «у черкесов», теория My рада Аджиева не только — в отличие от северных русаков — не смущает, но вызывает и жадное любопытство, и почти невольное желание со многим в ней безоговорочно согласиться... Может быть, это и есть одно из доказательств ее правомерности? Г.Л.НЕМЧЕНКО, писатель На мой взгляд, статья представляет интерес и заслуживает публикации, особенно с учетом того, что история казачества долгое время привлекала мало внимания. Директор Института отечественной истории Российской академии наук А.П.НОВОСЕЛЬЦЕВ 52 |