Вокруг света 1993-01, страница 52одно из прекраснейших мест мира. Но я ищу ламу, который мог бы разъяснить мне глубокие истины тибетской дхармы*. Лама молча изучал меня своим инквизиторским взглядом. — Почему вы считаете меня ученым ламой? — Мне сказали, что у вас дипломы из Лхасы и вы хорошо знаете тибетскую йогу... Кроме того, вы получили английское образование в Сиккиме. — Слухи о человеке могут быть ложными,— возразил пандит-лама. — Это верно, но существует нечто неуловимое, способное исправлять заблуждения,— интуиция,— заметил я робко. Очевидно, мой ответ удовлетворил тибетского монаха. Лед недоверия был сломан, и связь установлена: — Что хотите вы знать о буддизме? — спросил он дружеским тоном. — Я всегда верил, что Великие ар-хаты, Бодисатвы, Спасители человечества, которых в Индии называют Махатмами,— это реально существующие личности. Не знаете ли вы что-нибудь об их местонахождении? — спросил я. — Буддизм основывается на вере в высших людей, которые, пройдя путь в восемь излучин, достигли Нирваны. Мы также почитаем учение, согласно которому где-то на севере существует царство, в котором живут некоторые из этих великих душ. Мы называем его Шамбала,— ответил пандит. — Образуют ли эти озаренные души,— спросил я, — невидимое братство, посвятившее себя духовному движению человечества? — У нас в Тибете действительно есть такое братство, но очень может * Учение Будды. быть, что подобные братства существуют не только в Азии,— сказал лама. — Я думаю, что тренировка и испытания, допускающие в это братство, должны быть очень трудными и занимать много лет. Я знаю, что не готов к этому и что мне понадобится множество существований, чтобы достичь ваших вершин. Но я всегда надеялся, что смогу и на своем низком уровне как-то служить вашим Архатам и принимать участие в ваших усилиях просветить человечество... — Путь служения тяжел и требует прежде всего большой самоотверженности, но лишь через полное самоотречение можно подняться над землей и раствориться в бесконечности. Если вы хотите, то мы можем проделать упражнение йогой из области психологии, которое позволит вам уловить нашу мысль. — О! — вскричал я.— Это меня в высшей степени интересует! Лама попросил меня принять позу йоги перед Буддой и медитировать, а сам сел рядом со мной. — Представьте,— сказал он,— что вы держите ваши пороки в правой руке, а ваши достоинства — в левой. Теперь положите ваши невидимые грехи на камни пола и так же поступите с вашими достоинствами. Ваше лицо покрыто маской — ваша внешность включает ваши возраст, пол, национальность, профессию... Некоторые маски безобразны и сделаны из глины, другие, мраморные, красивы. Одни — золотые, другие — железные, но какова бы ни была ваша собственная маска, положите ее на время перед собой на землю. Последовав приказам пандита, я испытал странное чувство пустоты и дезориентации, когда исчезли все характеристики моей личности. Я почти ус Древние и средневековые карты помещают Шамбалу в самых разных потаенных точках Азии — в пустыне Гоби и среди вершин Гималаев, в загадочной стране пресвитера Иоанна и в неведомом Беловодье... Но прежде всего она — так считает Н.Рерих — в душе у каждого просвещенного человека. лышал шум упавшей на землю моей маски. — Вы теперь умственно и духовно просто центр сознания, освобожденный от всего, не владеющий ничем. Вы лишь пламя в океане огня. Духовно вы теперь далеко от границ земли, и ваш огонь смешивается с огнем далеких звезд Великого пространства,— шептал монах. Странное и прекрасное чувство осознания всего этого пронизало меня естественно и без усилий. Видимо, духовное влияние пандита-ламы было очень сильным. — Мы подошли сейчас к плану Не-длящегося, где все существует в один и тот же момент, где нет ни настоящего, ни будущего,— сказал лама. Внезапно я почувствовал полную пустоту, как будто время навсегда остановилось Не существовало больше ни «до», ни «после», ни «вверху», ни «внизу», ни «здесь», ни «там». Это было чувство полного единства в безвременном и безграничном мире. — Спустимся теперь с этих высоких планов. Ниже, еще ниже. Вновь возьмите вашу старую маску, ваши достоинства и пороки, которые вы оставили на Земле. Возвратитесь в свою скорлупу, в которой будете пребывать до конечного освобождения,— заключил лама. После нескольких минут глубокого молчания я спросил: — Это то, что вы называете Нирваной? — Вы воспринимали Великую Пустоту и эхо Великой Тишины,— сказал монах.— Так вы можете понять то, что дает нам иногда ощущение, что мы лишь гости на планете Земля. — Если есть такая возможность, то хотелось бы помогать вам в вашей большой работе,— сказал я. — Желание работать для Бодисатв очень похвально,— согласился лама.— Но я должен объяснить вам наши задачи, и тогда вы, возможно, измените свои намерения. Встав с циновки, на которой сидел, пандит позвал двух молодых монахов, остававшихся в соседней комнате. Жестом он указал им на тяжелую книжную стенку с ячейками, заполненными продолговатыми книгами. Молодые люди отодвинули ее в сторону, и я увидел в полу люк с кольцом. Люк подняли — вниз вела длинная каменная лестница. Взяв большую зажженную свечу, лама сделал мне знак следовать за ним. Спустившись на несколько ступеней, я обнаружил, что лестница ведет внутрь высокой пещеры, украшенной 50
|