Вокруг света 1993-02, страница 50ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ А. ФУ РНЕ, С. БОЛОТОВА (фото) никальные следы человеческой истории встретили мы под Бахчисараем, в нескольких километрах от города. ...Зажатое отвесными обрывами ущелье Майрям-Дере. Каменистая дорога уходит вверх. После недолгого подъема видим с правой стороны дороги, в скальных обрывах—гроты и пещеры, расположенные в геометрическом порядке. Дорога выводит на площадку, откуда к скалам поднимается широкая лестница. Можно остановиться: мы у порога одного из древнейших христианских монастырей Крыма. На площадке нижнего яруса видны остатки дома настоятеля монастыря со звонницей и небольшой часовней. Широкая лестница ведет на площадку второго яруса и приводит в пещерную церковь, когда-то главную церковь монастыря. Стены обширного зала по белены, но сохраняют следы примитивной ручной обработки камня. Ряд грубых колонн, оконные проемы, примитивный купол, вырубленный в потолке. В небольшом углублении за колоннами видны фрески, варварски обезображенные уже в наше время. В полу несколько углублений — захоронения священнослужителей. Успенский пещерный монастырь возник на рубеже VIII-IX веков нашей эры, когда Крым был частью Византийской империи. Влияние духовенства в Византии к тому времени настолько усилилось, что императоры правящей Исаврийской династии начали преследование духовенства и монашества под предлогом борьбы с инокопочитанием, которое рассматривалось как идолопоклонство. Многие монастыри Виза нтии были закрыты, а монахи были вынуждены уходить к дальним границам империи — на северные берега Черного моря, в Крым, где вдали от людских глаз в неприступных скалах возникали новые монастыри. Одним из них был Успенский, он же монастырь Пречистой Богоматери на Сала-чике. Красивая легенда о его возникновении гласит, что в давно минувшие времена пастух князя Та-марха пас скот в ущелье Майрям-Дере. Однажды он увидел на скале в десяти саженях от земли икону Богоматери, а перед ней —зажженную свечу. Пораженный столь чудесным явлением, пастух рассказал об этом князю, и тот приказал принести икону в дом. Несмотря на благоговение и почитание, которыми окружили икону, на другой день утром ее в доме князя не оказалось — она вновь стояла на скале в ущелье. То же повторилось 48
|