Вокруг света 1993-10, страница 17

Вокруг света 1993-10, страница 17

цией прослеживается в погребальном обряде нага. В отличие от индусов, которые обычно кремируют покойников, нага предают мертвых земле и на могилах устанавливают деревянных идолов, насадив на их плечи черепа умерших. А потом, в определенные дни, родственники покойного делают идолу подношения и оставляют на могиле продукты, потому как в него, считают нага, переселяется жизнь усопшего. Если нага умирает далеко от дома, родичи, перед тем как похоронить его в чужой земле, обязательно отрезают прядь волос с головы покойника, привозят в родную деревню и прикрепляют к изображению умершего, потому что жизненная сила мертвого должна храниться в его доме.

Со временем, по мере того как нага вступали в общение с внешним миром, в чем им усердно помогали миссионеры-христиане, обычай охоты за головами постепенно забылся—последний случай был отмечен в 1958 году. Теперь «голова врага» один из мотивов ремесленных поделок. И символы престижа у нага уже совсем не те, что прежде. Если раньше охотник гордился трофеем в виде привязанной к поясу головы врага, сейчас предметом гордости любого нага стал джип, самое надежное средство передвижения по крутым дорогам Нагаленда. Поэтому чиновничья служба у нага в особом почете: ведь чиновникам по должности положен казенный джип. Как-то раз управляющий банком в Кохиме решил взять на службу клерков из местных жителей. Но, к изумлению банкира, кандидатов на эту хорошо оплачиваемую должность интересовало только одно: будет ли им предоставлен джип. Узнав, что банковским служащим машина не положена, все претенденты от предложенной работы отказались.

В наши дни нага остались такими же храбрыми, гордыми и независимыми, как их далекие предки. Вероятно, эти качества сохранились потому, что нага никогда не находились под воздействием иерархической кастовой системы и не были жертвами иноземных завоевателей. В средние века их не удалось покорить правителям соседнего Ахом-ского государства. Даже англичане осуществляли лишь номинальный контроль над территорией нага. Они не вводили здесь свои законы, не облагали коренных жителей налогами и другими повинностями. Английские власти оградили горы нага от Ассама и остальной Индии «Правилами внутренней линии», что избавило нага от нашествия торговцев, ростовщиков и прочих дельцов, которые нещадно грабили другие племена, присваивали их земли, вырубали леса. Но те же «Правила» изолировали нага от общеиндийских процессов, в том числе от участия в антиколониальной борьбе. Последствия такой политики сказываются и сейчас. Как отмечают исследова

тели, в сознании простого нага слова «индиец» и «иноземец, чужак» почти одно и то же. Даже образованные нага называют выходцев из других районов «чужаками».

Однако спустя время нашлась все-таки сила, укротившая нага, но не физически, а духовно. Эта сила — христианство. Первые миссионеры Американской баптистской церкви появились здесь в тридцатые годы прошлого века. Хотя колониальные власти отнеслись к их деятельности равнодушно, а нага встретили их враждебно, миссионерам-баптистам удалось довольно быстро найти путь к сердцам этого непокорного народа. Миссионеры-баптисты, в отличие от католиков, не сумевших укрепиться в Нагаленде, терпимо относились к языческим традициям нага и не ограничивались только проповедями. Большое внимание они уделяли созданию больниц, школ, ремесленных центров.

МЯТЕЖНЫЕ НАГА

Большие изменения в жизни нага привнесла и вторая мировая война. Нагаленд был единственной территорией в Индии, которую заняли японские войска. В апреле 1944 года под Кохимой состоялось решающее сражение между англо-индийской и японской армиями. Японцы потерпели поражение и вскоре капитулировали. Нага воевали по обе стороны фронта. Англичане сформировали из них особые отряды, которые уничтожали коммуникации японцев. А на стороне японцев воевала так называемая «Индийская национальная армия», созданная известным индийским политическим деятелем Субхас Чандра Босом, намеревавшимся освободить Индию от англичан сначала с помощью немцев, а затем японцев. В ближайшее окружение Боса входил Ангами Запу Физо и его сторонники из числа нага-ангами. После поражения японцев Физо перешел на нелегальное положение и возглавил движение сепаратистов, получивших название «подпольных нага».

За годы войны нага усвоили принципы военной организации и приемы партизанской войны в горах. Одновременно они научились превосходно обращаться с автоматическим оружием, а лук, стрелы, копья, кривые кинжалы и боевые топорики оставили себе в качестве ритуальных украшений. Японцы бросили в горах нага много оружия и боеприпасов. Очевидцы говорят, что в те годы на базаре в Кохиме груда трофейных винтовок продавалась за 10 рупий (цена двух пачек бритвенных лезвий). Так что взрывчатого материала в Нагаленде скопилось больше чем достаточно. А роль детонаторов сыграли ошибочные политические решения в ответ на требования нага независимости.

События в горах нага начали сменяться с калейдоскопической бы

стротой. В 1951 году Физо проводит в горах -«референдум», результаты которого были преподнесены как вотум в пользу независимости. Власти не обратили внимания на эту акцию, а Физо тем временем организовал подпольную армию численностью около 15 тысяч человек и подпольное «федеральное (то есть представляющее все племена) правительство», а также созвал «парламент» — «татар-хохо». С подачи иностранных миссионеров был выдвинут призыв создать в Азии первое христианское государство.

В церквях расклеивались плакаты «Нагаленд — для Христа!». В 1955 году «подпольные нага» осадили Кохиму. Правительство Индии направило в горы нага войска. Так было положено начало долгой партизанской войне.

Но в 1962 году по инициативе Джа-вархарлала Неру горы нага получают статус полноправного штата; через два года при содействии Совета баптистской церкви была достигнута договоренность о прекращении огня. Однако прошло еще немало лет, прежде чем руководители «подпольных нага» признали Конституцию Индии и обещали уговорить оставшихся сепаратистов сложить оружие. Так в горах нага были достигнуты мир и относительное спокойствие. " Индийские власти осуществляют целый комплекс экономических, социальных и политических мероприятий, направленных на интеграцию Нагаленда и преодоление отчужденности нага.

Помощь поступает в виде поставок керосина, удобрений, сахара, пшеницы, риса и других товаров. Все товары распределяются через «магазины справедливых цен». А деньги идут на строительство дорог, линий электропередачи, а также на создание кооперативов и развитие мелкого бизнеса.

Не осталось ни одной деревни, где не было бы школы. Но, получив образование, молодежь уже не хочет оставаться в деревне и заниматься физическим трудом. Молодые люди ищут «чистую» работу, а возможности получить ее крайне ограничены. Поэтому среди молодежи, самой беспокойной части населения, растет безработица. Кроме того, современное образование подрывает традиционный институт «морунг» — существующее в каждой деревне общежитие, где с детского возраста и до достижения зрелости юноши под наблюдением старших усваивали традиции, язык, правила поведения и общежития. «Морунг» издревле помогал сохранять культурное наследие, самобытность и гармонию в обществе нага. Образованные, но безработные нага, не прошедшие воспитательный курс в «морунге», перестают чтить традиции, легко поддаются пропаганде разного рода экстремистов.

Впрочем, в рассказе о Нагаленде, как и о многом другом в Индии, нельзя ставить точку. Лучше ограничиться многоточием...

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта

Близкие к этой страницы