Вокруг света 1993-10, страница 19f 2 «Вокруг света» № 10 yj Главный храм города — храм Джаганнатха. Название это попадалось нам в произведениях Диккенса, и Бальзака, и всеми нами изучавшегося Карла Маркса. Правда, все эти авторы называли Джаганнатха «Джагернаутом». Помните? «Колесница Джагернаута», под тяжкие колеса которой бросаются верующие. У европейцев это словосочетание стало символом неумолимого смертоносного механизма. Дело в том, что имя бога состоит из двух слов на санскрите: первое «джагат» («Вселенная», «Мир») и «натх» («Владыка»). Соединенные вместе, они значат: «Владыка Мира» — Джаганнатх. Так и следует его называть. Время постройки храма Джаганнатха в Пури восходит к XII веку. Это даже не один храм, а целый ансамбль. С точки зрения архитектурной, храм Джаганнатха не отличается от других храмов североиндийского стиля и относится к типу «Нагара-шикхара», что значит «город на вершине». Многих из неиндусов, проделавших нелегкий путь в Пури и спешащих познакомиться поближе с храмом Джаганнатха, ожидает разочарование. Вход в храм только для индусов. Даже жителям Индии, исповедующим ислам, христианство, джайнам, а также буддистам, сикхам и представителям всех других конфессий, вход в храм категорически воспрещен. Но еще настороженней отношение к европейцам. Самые любознательные иноверцы все же находят выход из положения —за небольшую плату можно подняться по узкой лестнице на крышу библиотеки, расположенной буквально в двух шагах от храма. С этого возвышения нетрудно увидеть постройки, скрытые высокой стеной, и даже наблюдать за происходящим во внутренних двориках храма. Конечно, о том, чтобы увидеть своими глазами главное святилище, и мечтать не приходится, но, к счастью, то, как выглядят живущие в храме боги, уже не тайна. Внутреннее убранство святилиша храма Джаганнатха сильно уступает в красоте многим не столь известным храмам. Стены его полностью лишены украшений, вероятно, для того, чтобы не отвлекать внимание молящихся от пьедестала, где стоят бог Джаганнатх, богиня Субха-дра и бог Балабхадра. Джаганнатх черно-лик, у Субхадры — желтое лицо, а у Балаб-хадры — ярко-белое. Здесь же располагаются еще несколько человекоподобных фигурок — божеств индуистского пантеона. Три главные фигуры — высотой метра в два и шириной почти в два обхвата. Назвать их деревянной скульптурой сложно, ибо гораздо больше фигуры богов напоминают громадные пни, притом весьма небрежно раскрашенные. Они лишены рук и ног, правда, у Балабхадры и самого Джаганнатха присутствует их подобие, но оно весьма приблизительное. Внутри фигуры Джаганнатха есть тайник, где, завернутая в ткань, хранится главная святыня храма. Существует поверье — тому, кто либо коснется, либо увидит святыню, останется жить не более года. Что она собой представляет, почему столь почитаемые божества имеют такой устрашающий вид —остается тайной за семью печатями. По крайней мере для индоведов. Есть люди —даже из числа европейцев! — которым удалось лицезреть своими глазами священные деревянные изваяния. Это те, кому посчастливилось попасть на Праздник колесниц. Один раз в году богов торжественно выносят из храма и, водрузив на гигантские колесницы, возят по городу. Многие в Индии верят, что погибший под колесами священной колесницы обеспечивает себе счастливое перерождение, а то и вовсе избавляется от цепи перерождений и страданий. Потому под них и бросались. Говорят, последние несколько лет никто не погиб под колесами священной колесницы. Ну, что ж — кому как повезет. Иным, хоть под колесо Джаганнатха попади,— а счастливого перерождения не дождаться. Колесница Джаганнатха самая большая—ее высота одиннадцать метров, движется она на шестнадцати колесах. Экипажи для других богов несколько скромнее. Все колесницы — разукрашенные резьбой деревянные платформы с крытым верхом. Обряды, связанные с Праздником колесниц, длятся девять дней. По окончании праздника изваяния вносят в храм и осторожно ставят каждого на привычное ему место. Праздник окончен, и пройдет целый год, прежде чем опять совершат Джаганнатх, Субхадра и Балабхадра свой обход по городу Пури. 19 |