Вокруг света 1994-03, страница 17

Вокруг света 1994-03, страница 17

В это же самое время в крипте, как раз под нефом собора, - это место издревле известно как «Ватиканское подземелье»», - куда редко ступала нога человека, вовсю кипела работа. Сосредоточенные и молчаливые, рабочие выкорчевывали мраморные плиты из пола подземелья. Они копали у южной стены, соблюдая крайнюю осторожность. Вдруг они остановились. Прокопав вглубь сантиметров двадцать, их заступы снова наткнулись на плиты. Больше того: за стеной, под которой велись раскопки, обнаружилась довольно просторная ниша - на протяжении веков туда, видно, сваливали всякий мусор.

Рабочие призадумались: они прекрасно знали, что собор Святого Петра стоит на сваях, вбитых в рыхлый грунт. Стоило ли продолжать раскопки? Эту бригаду рабочих, всего несколько человек, здесь называли «каменщиками». Мастерство по ведению восстановительных работ в Ватикане, огромном историческом музее, они переняли у своих предков. Некоторые из них помнили, что и отцы их, и деды, и прадеды тоже были «каменщиками».

Но что привело их в подземелье Ватикана, тем более в такой день?

Ответ был простой: они исполняли волю покойного папы. Накануне траурной церемонии было вскрыто завещание Пия XI, написанное его собственной рукой. Перед смертью папа завещал, чтобы его похоронили у южной стены древнего подземелья, рядом с Пием X и как можно ближе к «Исповедальне» Святого Петра - то есть рядом с тем местом, где, если верить традиции, находилась гробница первого из спутников Иисуса. В настоящее время над этим местом в полу собора, прямо перед алтарем, проделано «окошечко», огороженное стойками.

И вот «каменщики» почему-то прекратили работу... Рядом с ними стоял священник и внимательно разглядывал мусор, который рабочие выгребали лопатами на поверхность. Священника этого звали Людвиг Кас. Он был немец, имел звание доктора теологии и профессора истории Церкви. Уроженец Трира, он покинул Германию в 1933 году и поселился в Риме. Когда-то Пий XI поручил ему обследовать подземелье под собором Святого Петра. В течение нескольких лет его преподобие Кас пядь за пядью исследовал это подземелье, долгие века служившее кладбищем для истинных праведников. Так, его преподобие Кас обнаружил саркофаги римского префекта, преданного земле в 359 году, и немецкого императора Оттона I, гробницы папы Адриана IV, выходца из Англии, и шведской королевы Кристины...

Все они когда-то возжелали обрести вечный покой рядом-с тем местом, где, по их убеждению, были сокрыты мощи апостола Петра, того самого Симона, рыбака из Галилеи, которого

однажды Учитель нарек «камнем» и сказал, что на камне этом он возведет свою Церковь.

Теперь понятно, почему его преподобие Кас находился в подземелье вместе с рабочими - ему здесь был знаком каждый закуток. Вполне объяснимо и то, почему он немедля отправился сообщить о сделанной находке кардиналу Пачелли.

Просторная ниша, обнаруженная под полом подземелья, навела всех на смелую мысль: что, если это и есть усыпальница Святого Петра? Ведь, согласно древней традиции, именно здесь, под собором, под плитой, закрывающей вход в «Исповедальню», покоились мощи апостола. Согласно традиции... Сколько исторических гипотез было построено на ее основе! К сожалению, одних только гипотез, так как никаких доказательств, что тело Святого Петра-великомученика было предано земле именно здесь, историки не имели.

Тайна гробницы апостола Петра владела помыслами кардинала Пачелли на протяжении всей его жизни. В самом начале нынешнего века, будучи юным аббатом, он посещал лекции по библейской археологии его высокопреосвященства Дюшена и уже тогда, как говорят, поставил перед собой великую цель - объяснить, откуда столько поколений христиан черпают свою веру, и доказать, что их вера куда более твердая, нежели гипотезы ученых-историков.

Вот почему кардинал Пачелли с таким вниманием отнесся к сообщению его преподобия Каса.

Когда конклав избрал его папой и нарек Пием XII, он спустился в подземелье собора Святого Петра, чтобы собственными глазами взглянуть на сященную плиту - вход в «Исповедальню». Это было 28 июня 1939 года, в канун праздника Святого Петра. Новоизбранный понтифик много размышлял, прежде чем принять окончательное решение. После долгих раздумий он отдал распоряжение, о котором все его предшественники боялись и помыслить, - он повелел начать раскопки под собором, где, по его твердому убеждению, должна была находиться гробница Первовер-ховного Апостола.

Разумеется, не пристало употреблять слово «пари», когда речь идет о папе, тем более о Пие XII. Будучи личностью в высшей степени непостижимой, он всегда полагал, что самая надежная опора католицизма -это безграничная вера его приверженцев. Он и сам до глубины души переживал горе, привлекшее толпы народа к собору Святого Петра в Риме. Пий XII ни на мгновение не допускал, что культ Первоверховного Апостола зиждется на ложной традиции.

Жером Каркопино, виднейший специалист в области античной исто

рии, сравнивал решение святого отца о проведении раскопок в подземелье собора Святого Петра с постановлением папы Льва XIII, открывшим ученым доступ к Ватиканским архивам, которые прежде всегда хранились за семью печатями.

Но вот гробница Святого Петра -совсем иное дело, ее поиски были сопряжены с большим риском! По словам Каркопино, решение Пия XII было удивительно смелым, но, с чисто практической точки зрения, его не следовало принимать. С одной стороны, археологов ожидали сложности технического порядка. Раскопки требовали величайшей осторожности, так как еще в 1822 году, когда возле «Исповедальни» устанавливали мраморный памятник Пию VI, автором которого был Канова, обнаружили, что дренажные работы могут повлечь за собой нарушение хрупкого равновесия всего сооружения. К каки>' мерам предосторожности тогда тглы о не прибегали!..

Но все это казалось пустяком по сравнению с самым главным риском -а что, если раскопки покажут, что Святой Петр никогда не был в Ватикане? Что, если в результате поисков обнаружатся доказательства, начисто опровергающие священную традицию?

Ни одно из перечисленных предположений нельзя было отвергать априори. Ни одно - потому что были историки, которые решительно отрицали прибытие Петра в Рим, где он якобы и нашел свою смерть...

Сорок дней провел Иисус в пустыне. И победил искушение дьявола. Когда он предстал перед Иоанном Крестителем, тот восторженно приветствовал его: «Вот Агнец Божий!» Это произошло марта 28-го дня. На другой день, около четырех часов пополудни, Креститель снова увидел идущего к нему Иисуса Назорея. Как и прежде, он сказал: «Вот Агнец Божий!»

Рядом находились двое смиренных рыбаков из Галилеи. Звали их Андрей и Иоанн. Услышав слова Крестителя, они без видимой причины, не понимая, что движет ими, последовали за Иисусом. Через какое-то время Иисус обернулся и заговорил с ними:

— Что вам надобно?

Они сказали ему:

— Учитель, где живешь?

— Пойдите и увидите! - отвечал им Иисус.

Затем произошла главная встреча. Андрей побежал за своим старшим братом Симоном.

— Мы нашли Мессию! - сказал он ему.

Симон велел Андрею немедля отвести его к тому, кого он называл «Мессией». Когда он предстал перед Иисусом, тот сказал ему: «Ты, Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа!»

Кифа означает «камень», то есть Петр. Но это не имя собственное. Видный историк О.Кульман объясняет

15