Вокруг света 1994-03, страница 5

Вокруг света 1994-03, страница 5

Маловато у пигмеев праздников. Но зато уж если мбути празднует, то делает это с чувством, толком и расстановкой. Главное, чтобы повод был подходящий. Рождение нового эфе? Нет, не то - маленький человечек приходит совершенно неподготовленным в мир, полный опасностей и лишений. И неизвестно еще, сумеет ли он дожить хотя бы до пятнадцати лет. Чему уж тут радоваться? Хорошо хоть, что ушли в прошлое времена, когда у женщины-пигмейки, родившей двойню, одного ребенка сразу же убивали. Жестокий обычай, продиктованный суровой правдой жизни тропического леса. Но даже в наш просвещенный век появление пигмея на свет

- не повод для большого праздника в племени. Смерть - тем более не предлог для пира. Правда, есть еще свадьбы - но уж больно много с ними всегда мороки. А вот когда человек - то есть мбути - вступает в пору зрелости, когда в племени появляется еще одна пара полноценных рабочих рук -вот тут уже можно и попировать дня три-четыре, и пальмового вина попить, и поплясать вдосталь. Обряд инициации - один из самых важных у пигмеев, как, впрочем, и у большинства других первобытных народов. Только по завершении этого сложного ритуала пигмей-эфе становится настоящим мбути и получает первое взрослое имя. Прошла инициация -значит, пигмей успешно пережил самые трудные и опасные годы своей жизни, точнее сказать - выжил. Прошла инициация - значит, ребенка не утащил леопард, не укусила ядовитая змея, он не умер от лихорадки или воспаления легких. Инициация - значит, в роду эфе появился еще один охотник или еще одна собирательница. Тут есть что отметить.

Но если обряд инициации для мальчиков тяжек и суров и по большей части скрыт от непосвященных глаз - нечего посторонним смотреть, как мальчик становится мужчиной и охотником, то инициация у девочек - дело совершенно другое. Тут нет ни изнурительных физических испытаний, ни многодневной изоляции в лесу, как то водится у мужчин. Нет в обряде и запретных для остальных членов племени ритуалов, вроде обрезания, обязательной составляющей процесса превращения мальчика в настоящего взрослого пигмея. Женскую инициацию называют «има». А има - это песни и пляски до упада, это пир для всего племени, растягивающийся на несколько дней. Има

- это дорогой и потому редкий праздник, и мало кто из пигмеев потянет его устроение в одиночку. Чаще всего две-три семьи объединяются вместе и справляют има для нескольких девочек сразу. Очень часто пигмеи устраивают иму вместе с высокими

соседями. И то верно - виновницам торжества все веселее вдвоем или втроем в церемониальной хижине где им приходится сидеть взаперти в течение месяца -двух, предшествующих празднику. К ним приходят многоопытные ста

рухи и посвящают в премудрости будущей взрослой жизни. Если одна из девочек не эфе, а лесе из соседнего высокорослого земледельческого племени балесе, тогда совсем хорошо. Обряды-то у всех похожие, да и живут племена обычно не так далеко друг от друга, надо же лесным мбути выменивать у кого-то железо для наконечников копий и стрел и кривых пигмейских секачей-мгусу. Лесе -

люди (с точки зрения эфе) богатые, зажиточные - значит, праздник будет проведен должным образом и никто не уйдет обделенным. Но пусть лесе много богаче, пусть у них есть и железо, и бананы, и всякие занятные штуки белых людей, все равно ни один лесе не сделает так «мбугу» -праздничную накидку из лубяной материи, - как пигмей. А что за има без настоящей мбугу? Выделать такую материю из коры весьма непросто. Сначала нужно найти подходящее дерево - лучше всего идет фиговая лиана, а если быть совсем точным, не щю-сто фиговая лиана, а особый ее сорт - из еле. Хоть кора изеле и поддается обработке с большим трудом, зато одежда из нее самая прочная и лучше всего держит краску. После того, как найдено, наконец, нужное дерево, пигмей (а изготовление собственно материи - исключительно мужское дело) забирается на него, выбирает подходящие плети лианы и свежует их. Два кольцевых надреза, затем один продольный соединяющий - и прямоугольный кусок коры подходящего размера аккуратно отделяется от ствола. Затем, уже в деревне, мастер колотушкой из слоновой кости отбивает кусок коры до тех пор, пока из него не получится широкая полоса мягкой и податливой лубяной ткани. С утра до вечера неспешно стучит примитивный молоток по бревну -наковальне. Дальше дело за женщинами. Выделать ткань -еще не самое главное, неокрашенную волокнистую материю надо превратить в яркие, затейливо изукрашенные одежды. И тут уже не обойтись без умелых рук и художественного чутья пигмейки-мастерицы. Лубяная накидка для има, должным образом выделанная и расписанная, - истинное произведение искусства. У пигмеев нет картин и скульптур - их заменяет мбугу. И хотя в последнее время все большее распространение получает западная одежда, вытесняя традиционные набедренные повязки и накидки из коры, настоящие мастера по выделке мбугу пользуются не меньшим, а то и большим уважением и почетом, чем художники на Западе. Прежде чем разрисовывать материю, ее надо хорошенько вымочить в проточной воде и ' 4 на свежем воздухе.

можно приниматься за роспись. Сначала ткань раскрашивают черным - особенно хороший цвет дает сок фрукта тато. Мастерица рассекает круглый плод на две части и аккуратно отжимает сочную мякоть в подходящий сосуд. Например, в половинку расколотого глиняного горшка - в хозяйстве пигмейки не бывает ненужных вещей. К соку тато надо добавить несколько угольков из костра, хорошенько вымесить получившееся «тесто» - и краска готова

просушить тхе. Потом

з

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Лескоры в лесу
  2. Картины из коры своими руками

Близкие к этой страницы