Юный техник - для умелых рук 1980-08, страница 15

Юный техник - для умелых рук 1980-08, страница 15

TvT,

! Природа и творчество

Работы из растительного материала пр впекают своей необычностью и неповторимой естественностью красок.

Ра стры яцах приложения уже не раз рассказывалось о работе с природными материалами. Сегодня мы хотим поговорить о том, кап, используя кору отживших деревьев, вы можете создавать художественные натюрморты и панно. Ко прежде всего мы хотим, чтобы вы хорошо запомнили — использовать кору живых, растущих деревьев ни в коем случае нельзя. Работать можно только с корой упавших, засохших или спиленных на лесоповалах деревьев.

Есть породы деревьев и кустарников, которые время от времени сами сбрасывают наружную часть своей коры. Например, береза зимой или боярышник калинолистый.

Кора с упавшей многолетней березы — тоже хороший материал. Используют обе ее стороны — и лицевую и внутреннюю. Такая кора может быть фоком для натюрморта или панно, из нее можно сделать облачное небо в пейзаже, а комбинируя в одном панно обе стороны. — и целый пейзаж. Из утолщенных частей коры получаются отличные горы с вершинами, покрытыми снегом.

В сосновом лесу нетрудно найти сухостой, около которого на земле лежит отпавшая кора, изъеденная короедом. Эти куски легко превратить в утесы, горы, скалы или развзлины старого замка.

Как же делается пейзаж из коры!

Прежде всего нужно подобрать основу. Это может быть доска, фанера или толстый картон. Деревянная основа сама может служить фоном, а на картон нужно наклеить фанеровку (шпон]. У каждой породы дерева шпон имеет свой цвет и свой неповторимый рисунок. Поэтому для неба подбирается фанеровка более светлых тонов, для суши — более темных тонов, для моря она может быть с полосками, напоминающими волны.

Если вы хотите изобразить зиму, то сделайте снег из белого, например, березового шпона, а небо — из шпона более темных тонов.

Очень важно, чтобы стык кусков фанеровки в картине не был заметен. Поэтому два куска складывают так, чтобы один находил на другой (см. рис. 1], и режут их оба одновременно.

Когда у вас заготовлен весь фон и все куски тщательно подогнаны друг к другу, приступайте к наклейке их на основу. Подберите клей: столярный ПВА или № 88, смажьте им фон и основу, соедините их между собой, накройте розной доской и положите на нее груз в IS—20 кг. Если есть струбцина, то зажмите струбциной и оставьте на сутки для просыхания.

На готовый фон наклейте детали. Начните с деталей дальнего плана и постепенно переходите к передним, круп-нопланозым.

Посмотрите на верхний рисунок на странице 16. Вдали вы видите горы, перед ними озеро и на переднем плане

сосну. Чтобы получить такую картину, нанесите карандашом слабый контур рисунка. Слабый потому, что форма кусков вашей коры сама подскажет вам контуры гор и, возможно, они мало будут похожи на ваш рисунок.

Для дальних гор используите кору деревьев со светлой окраской (например, березовую или осиновую], для более близких — потемнее и самую темную — для переднего плана.

В нашем примере на самом переднем плане вы видите ствол сосны. Сделайте его из более тонкой сосновой коры, например, из тонких чешуек, которые дерево периодически сбрасывает. Для изображения кроны деревьев можете наклеить кусочки мелко накрошенной коры, не выделяя деталей.

На рисунке пониже слева вы видите море с волнами. Такое впечатление создает фанеровка с ярко выраженными полосами. Парусник сделан из коры березы, а скала на переднем плане из куска коры.

Если вы захотите изобразить березы, то сначала обязательно нарисуйте ствол березы на листе бумаги (подложив копирку, чтобы с обратной стороны был виден рисунок) и постепенно наклеивайте куски березовой коры. Чтобы стыки не были видны, наклейте на них тонкую кожицу коры. Затем контур ствола вырежьте ножницами и наклейте темные пятна, характерные для ствола березы: у комля (основания) почти сплошь, а чем выше к вершине, тем реже. Старайтесь, чгобы пятна располагались как можно естественнее. Для этого попробуйте нарисовать березу с натуры и запомнить расположение этих пятен. Материалом для них может быть темный засушенный лист или темная часть коры. Для ветвей березы вы можете взять мелкие веточки засохшего кустарника. Елочку легко вырезать из сухого темного листа. Чтобы он не был хрупким, смажьте его заранее с обратной стороны клеем.

Из хорошо очищенной, имеющей розную поверхность березовой коры можно сделать и цветы для зимнего сухого декоративного букета или для панно на деревянном или полотняном фоне. Для сердцевины такого цветка берется сосновая шишка, маковка или любая сухая колючка. Из коры березы вырезаются лепестки любой формы и вставляются на клею между чешуйками шишки, колючками или в прорези, сделанные в маковке. Хорошо, если шишку, колючку кли маковку вы оставите на естественном стебле, но не будет большой беды, если вы приклеите к ним любую сухую ветку.

На рисунке внизу показано панно из обрезков фачеровкм и коры. На дорезанную доску, предварительно тонированную марганцовкой или морилкой (внизу потемнее), наклейте вырезанные из образков коры цветы м листья, для стеблей — засушенные стебли вьющихся растений (вьюнка или дикого винограда].

В сосновом лесу на земле можно найти тоькие чешуйки коры сосны светло-коричневого цвета самых причудливых форм. Присмотритесь к ним внимательно, и вы увидите силуэты людей, зверюшек и фантастических животных. Подбирая и наклеивая эти кусочки, нетрудно составить из них интересные жанровые сценки. Основой для этих фигурок может служить дерево или суровое полотно.

Кора хорошо сочетается с деревянной основой и совсем не сочетается с бумагой и картоном, поэтому в работах с корой всегда нужно брать за основу дерево, а не бумагу.

Если готовую работу вы захотите застеклить, то по краям картины обязательно приклейте тонкие полоски картона или палочки, тогда стекло, упираясь в выступающие части картины, сделанные из толстой коры, не раздавится. С обратной стороны приклейте две петельки, чтобы картину можно было на них повесить. Сверху эти петельки надо заклеить полоской картона длиной почти в ширину картины и шириной 3—4 см (рис. 2).

Несколько слов хочется сказать и об обработке коры. Когда вы принесете кору из леса, то обязательно прокипятите ее в воде минут 15—20, чтобы погибли личинки, которых всегда много в засохшем дерезе. Если этого не сделать, то они испортят ваш труд и повредят домашние предметы. Прокипяченную кору разложите на газете, а чтобы, высыхая, она не коробилась, накройте ее гладкой доской, а сверху положите груз в 10—15 кг.

О. БУЛИЧ Рис. С. ПИВОВАРОВ А

15