Юный Натуралист 1977-08, страница 15

Юный Натуралист 1977-08, страница 15

вает брюшко насекомого, а оболочку выплевывает. Морские змеи лишены возможности питаться такими деликатесами. Они едят рыбу, а у нее, как известно, нередко колючие плавники. Колючки в желудке не перевариваются. Змея избавляется от них хирургическим путем. Она сокращает мускулатуру желудка, сжимая колючку, пока та не проколет стенку желудка, слой мышц и кожу змеи и не выйдет наружу.

Яванская змея, живущая в океане в прибрежной зоне острова Ява и других Зондских островов, питается крабами. Эта змея очень ядовита, однако ее яд не действует ни на человека, ни на других млекопитающих, ни на лягушек и рыб, а убивает только крабов.

Среди обитателей нашей планеты немало лакомок. Мнопие насекомые и пятая часть птиц питаются нектаром цветов. Австралийские попугаи лорикеты, действуя своим клювом как соковыжималкой, раздавливают цветы эвкалиптов, а затем щеточкой, находящейся на конце языка, собирают капельки липкого сока. Тропические птицы нек-тарницы пьют цветочный сок, присаживаясь на ветки деревьев рядом с цветками. Колибри сосут нектар на лету.

У грифов и кондоров, у цапли марабу много приспособлений, позволяющих им безнаказанно питаться падалью, и для них это не опасно. Во-первых, у них врожденный иммунитет против многих опасных болезней. Во-вторых, пищеварительные соки этих птиц от слюны до выделений кишечных желез обладают сильным бактерицидным (бакте-риоубивающим) свойством и способны разрушать микробные яды. Наконец, они умеют проводить дезинфекцию с помощью солнца. У этих птиц голова и шея голые. Под действием ультрафиолетовых лучей приставшие к коже мириады опасных бактерий быстро гибнут. Вот почему стервятники обитают лишь в тропических странах. Труднее дезинфицировать ноги, они находятся в тени тела. Поэтому птицы обрызгивают их собственными испражнениями, губительными для любых микробов.

Гораздо реже встречаются существа всеядные, вроде крыс, ворон, галок. Их неразборчивость в пище объясняется тем, что в их желудочно-кишечном тракте имеется большой набор ферментов, способных переваривать самую различную пищу. Безусловно, их всеядность относительна. Ворона не может питаться шерстью или воском. У нее для этого нет нужных ферментов. А платяная моль не сможет переварить другую пищу, у нее имеются ферменты, предназначенные лишь для переработки вещества пуховых волос. Для переваривания воска у животных вообще нет ферментов. Пчелиная моль, которая им питается, пользуется услугами живущих в ее кишечнике микроорганиз

мов; ничего, кроме воска, они переварить не могут.

Первые живые существа нашей планеты, видимо, умели синтезировать все необходимые для жизни вещества. Позже животные утратили эту способность. Так, из 22 используемых высшими животными аминокислот они могут сами синтезировать 10—12. Остальные должны получать в готовом виде. Этим отчасти объясняется выбор пищи. Очень плохо обстоит дело у животных с производством витаминов. Их нужно немного, но они должны поступать в организм в готовом виде. Часто источником витаминов являются микроскопические существа.

Бактерии и грибки поселяются всюду. Они попадают в желудок животных с пищей. Только недавно ученые поняли, что эта добавка к «обеду» не только не вредно, а просто необходима животным. Личинка жука-короеда питается корой. Если древесную кору предварительно простерилизовать, убив все поселившиеся в ее порах микроскопические грибки, личинки короеда будут ее с удовольствием есть и быстро прибавлять в весе, но так и не окуклятся, не превратятся во взрослых жуков. Для этого им необходимы какие-то вещества, вырабатываемые грибками.

Большинство высших животных размещают фабрику микробов в своем желудке или кишечнике. У человека тоже кишечник заселен микробами. Некоторые из них производят крайне необходимые нам вещества, например витамин К.

Что ни животное, то собственные пищевые вкусы и привычки. В этом скрыт большой смысл. Лишь разнообразие вкусов спасает обитателей нашей планеты от жесточайшей конкуренции и голода и позволяет включить в круговорот все органические вещества нашей планеты.

Б. Сергеев,

доктор биологических наук Рис. И. Кошкарева