Юный техник - для умелых рук 1978-12, страница 15JgaK-ro мне довелось побывать на одной из московских выставок «Природа и фантазия». Среди mhoi очисленных фигурок зверей и птиц, сделанных из сучксв и веток, я сразу обратил внимание на две большие деревянные вазы, И привлекли они мое внимание отнюдь не размерами, а прежде всего искусной работой, красотой форм. Мне захотелось встретиться с азтором сказочных ваз, узнать, как он работает, где находит материал для своих поделок. И ьот я в деревне Полушино у Дениса Ивановича Огарева, рабочего одного из подмосковных предприятий. В просторной светлой горнице Oi&-рсвых было, как на выставке, на дош.а-тых полках, Hit гардеробе, буфете, даже на полу — фигурки животных и люде^, деревянные композиции из сказок и вазы, всеьозможные чаши, конфетчицы, хлебницы, шкатулки. — Последние работы, — заметив мою заинтересованность, сказал Денис Иванович. — Остальные раздал ребятиш* кем, знакомым. — Как же это вы все делаете, где материал находите? — невольно вырвалось у меня. — В лесу валяется. Вон та ваза для цветов со старого пожарища, а эту. — и он указал в утл комнаты, — на болоте нашей, Конечно, к любому сучку или корневищу руки приложить надо. Я хотел верить этому человеку, но в сознании как-то не укладывалось: черный. обгоревший сук осины и взметнувший вверх счои «руки»-лепестки грациозный цветок-ваза. Видимо, от ини-метельного взора умельца не ускользнуло мое минутное замешательство, и он предложил: — Завтра утром я собираюсь в лес. Хотите пойти со мной? — Говорят вот: если кому не дано видеть прекрасное, то Э10 на всю ж^нь, — рассуждал Дьнис Иванович по дороге в лес — А я считаю, это от* гозорка для лентяев, Способность видеть прекрасное может развить в себе каждый, если, конечно, захочет Вот вы говорите — вам не дано. Но проходите мимо упавшей с дерева или оставшейся после порубки сосновой ветки. Остановитесь, приглядитесь к ней повнимательней, и вы учудите в корявых переплетениях побегов заготовку для подсвечника, решалки, а если повезет, и клкую-ниСу.ць фигурку Или вон возьмите разные там наросты на деревьях: капы, сувели. ...Нарост —- разросшаяся часть древесины ьа стволе дереяа, сучьях и корнях, стал я вспоминать слышанное когда-то, образуется в результате травм механического или биологического происхождения. Как правило, наросты шарообразные, но могут быть и неправильной формы. В разрезе имеют красивую текстуру.. Их можно встретить почти на всех породах дересьев, но больше всего наростов на березе, ольхе, сосне. Мне, прасда, не довелось встречать в наших лесах большие наросты, но, говорят, березовые капы и сувели встречаются весом и до 100 килограммов, / то вон возьмите клен. Он знаменит своими наростами на корньх, Иной раз П :\р4)Ы и ттфче г4о у вывороченного ураганом клена встретишь такие замысловатые наросты — просто фантастика. Это от воздействия ьа древесину почзы- Осина, та другим хоооша: капы и сувели на ней частенько с дырами, а это для умельца удача: легко сделать красивую вазу для цветов. Из ольхи конфетницы и хлебницы получаются на загляденье. Древесина у нее розовато-перламутрового цвета — Экзотическая раковина, да и только. — Вас, кажется, интересовало, где Я беру материал для своих поделок? — вспомнил мой вчерашний вопрос Денис Иванович — Вон видите там, за пригорком, черное Пятно на опушке? — показывал рукой вдаль, обратился ко мне мой спутник. — Это старое пепелище, оставшееся от лесного пожара, Материале. столько, что на дгае моих жизни хватит. А справа от пожарища — болото. Там деревья растут плох'о, часто болеют. На березе много крупных наростов, а на осине — отличные заготовки для будущих поделок, гнилые изнутри капы. Ольха уж на что влаголюбивое дерево, а и Та искривляется и обрастает неро-стами да грибами. Езжу я иногда и на торфоразработки — это за несколько километров от нас. Там деревья многие годы стоят с обнаженными корчями. Срезанные с упавших деревьев такие «воздушные» корни — отличный мате» риал для лесной скульптуры. А вспомните речку, озеро, пруд. Сколько на их берегах сучьев, корневищ, веток! Ьсе это пригодится чело* веку с умелыми руками и вниматель-ным езглядом. Не час и не два бродили мы по лесу с Денисом Ивановичем Огаревым и, помобрав с земли скрюченную сетку, порой подолгу рассуждали, что бы из нее сделать. В небольшом болотце с больной Ьерезы аккуратно сняли нарост. И мастер, обращаясь ко мне, словно к своему ученику, предложил прямо тут же, в лесу, определить, что можно сделать из этого капа Я внимательно рассмотрел структуру заготовки, многочисленные извилины, темные глазки, наслоения и, заменив на шарообразном нароете небольшую пло-шадку, сказал, что воплотил бы этот нарост в настенную подставку для цветов. И оказалось, попап в самую точку Денис Иванович Тожз об этом подумал А дома мастер рассказал мне, как о.н обрабатывает найденные в лесу наросты. — Сначала тупым ножом я снимаю с дереьа кору. С сырой дрэвесины сделать Это нетрудно, а вот пересушенную заготовку нужно несколько дней вымачивать в воде После этого кора легко счищается Сырую заготовку сразу обрабатываю, не даю ей высохнуть. Если мне нужно, чтобы очищенно1Й березовый нарост остался белым, промываю заготовку в теплой воде А вот ольховые, осиновые сучки и корневища лучше не промывать: выступивший из древесины сок дает неповторимую розова-то-коричнечую окраску В домашней мастерской умельца я увидел и hoix-косяк, и ножовки, и различные резцы: ложечный, двусторонней, круговой; и стамески разных форм, и фигурные напильники Сучки Денис Иванович отпиливает мелкозубой ножовкой, отверстия сверлит большими (проходными) сьерламч (см. рис. 1 на стр. 16). В коловооот вставляет и специальною сьерла по дереву — перки. Полости в наростах и крупных сучках в зависимости от «витиеватости» заготовки долбит стамесками: полукруглой, плоской или клюкарзой (изогнутая стамеска). Стенки подрезает ножомч<осяком (рис 2) Затем в дело вступают разные напильники: плоские, полукруглые или фигурные. В тех местах, куда напильни:<ом не достать, на помощь приходит длинное сверло (рис 3). Чистовая обработка изделия заканчивается шлифовкой наждачной бумагой: сначала крупной, потом мелкой, Хорошо, если это будет водостойкая шкурка — ее можно время от времени очищать от деревянной пыли, промывая под водой. Труднодоступные места удобно обрабатывать, закрепив шкурку в пропчле длинного стержня, вставленного в гатрон дрели. Если дрели нет, шкурку нужно наклеить на деревянную фигурную дощечку. Чтобы показать текстуру дерева (особо ценится у мастеров древесина с мелкими глазками), вазу или конфетницу зачищают мелкой шкуркой, а затем лакируют и полируют специальными пастами. Среди щелочных политур для лакирования древесины в большом почете у любителей декоративного творчества политура № 14. Из целлюлозных лаков пользуются спросом лаки НЦ-221 и НЦ-222 Поверхности, обрсботанные этими лаками, межно полировать пастой ГОИ. Прощаясь с Денисом Ивановичем Огаревым, нетуралистсм, большим любителем декоративного творчества и хорошим* человеком, я вспомнил его слова: «...видеть прекрасное может каждый...» В. ФЕДОРОВ Риг. Б. ЛИСЕНКОВА 15 |