Юный Натуралист 1986-08, страница 30

Юный Натуралист 1986-08, страница 30

31

рошо заточенным косяком. Сперва косяк затачивают на наждачном круге, затем правят на бруске-микрокорунде. Некоторые резчики правят свои инструменты на липовом бруске, на который наносят слой полировочной пасты.

Старые мастера выполняли резьбу чаще всего без эскиза, постоянно импровизируя. Такой метод работы под силу только опытному мастеру. Начинающему же лучше всего осваивать резьбу с эскиза, тем более если он не собирается ограничиваться копированием чужих работ.

Эскиз выполняется в натуральную величину на листе плотной бумаги. Для его выполнения потребуется циркуль, карандаш и линейка.

Элементы, составляющие композицию трехгранно-выемчатой резьбы,— треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты и ромбы. Имея в своем арсенале этот скупой набор геометрических элементов, народные мастера умели составлять композиции, которые удивляют разнообразием рисунка. Интересно и то, что сложнейшие композиции резьбы не нарушают форму предмета, а органически вписываются в него.

Для начала попробуйте составить эскиз рисунка для небольшой разделочной доски. В хозяйственных магазинах продаются разделочные доски разной величины — их, как правило, делают из липы, березы и осины.Вычертите на листе бумаги контуры доски в натуральную величину, карандашом троведите среднюю ли

нию и найдите центр. При центровой композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к частному. Вначале прочерчивают контуры крупных фигур, а затем разбивают каждую фигуру на отдельные элементы. Готовый рисунок переводят на доску через копировальную бумагу.

Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова, поэтому достаточно рассмотреть ее на примере одного элемента, например треугольника. В работе чередуются два основных этапа—накалывание и подрезка. На середину треугольника нанесите точку. Носик ножа поставьте в эту точку, располагая рукоятку строго вертикально. Пятка ножа должна быть направлена к одной из вершин треугольника. С усилием нажмите на рукоятку так, чтобы носик на 2—3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. От средней точки сделайте накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивайте доску, а не нож. После накалывания приступайте к подрезке. В зависимости от глубины резьбы держите косяк под углом 45—30° к поверхности доски, поставьте его в вершину треугольника и медленно ведите острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2— 3 мм. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводите носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко от

деляется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув доску на 120°, сделайте следующую подрезку и извлеките вторую пирамидку, а при очередной подрезке—третью, последнюю.

Если вы, начав работу, увидите, что не все получается так, как хотелось бы, потренируйтесь на отдельной дощечке, затем снова вернитесь к разделочной доске.

Впоследствии, когда будет достигнута высокая точность исполнения, перейдите к орнаментированию более сложных изделий, например: шкатулки, ступки, солонки, подсвечника.

Трехгранно-выемчатая резьба довольно эффектно выглядит на белой, ничем не покрытой древесине. В некоторых слу чаях резьбу можно тонировать и подкрашивать.

Придать изделию цвет старого дерева можно с помощью протравы, приготовленной из уксуса. Положите в уксус куски стальной проволоки или гвозди. Через несколько суток разбавьте его водой, после чего наносите раствор на поверхность древесины кистью или тряпичным тампоном, укрепленным на деревянной рукоятке. Перед этим не забудьте надеть резиновые перчатки.

Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифуйте наждачной бумагой. При этом выступающие элементы светлеют, и резьба выглядит более контрастной и рельефной.

Г. ФЕДОТОВ Фото В. Тобольского и В. Федорова