Вокруг света 1994-09, страница 6мыс fu Доброй^ Надежды -Лондон Индийскш океан Небольшой урок геополитики. Для начала, замечает Виолен Бине, надо про — читать все рекламные щиты. Никаких проблем с переводом названий всех четырех «белых» провинций: Трансвааль, Наталь, Свободное Оранжевое государство и Капская провинция. Среди четырех независимых республик, черных, — Транскей, Сискей, Венда и Бопутатсвана - только последняя жи — вет более—менее сносно за счет своих платиновых шахт и казино Сан — Сити. Другие автономные государства — Га — занкалу, Лебова, Кваква, Кангване, Квандебеле, Квазулу — еще окончательно не решили вопрос о своем политическом статусе. Таким образом, на карте ЮАР могут происходить изменения, и немалые. Да еще не забудьте Ботсвану, Лесото и Свазиленд — три так называемых анклавных государства, на — ходящихся внутри территории ЮАР, но не входящих в ее состав с 1968 года, когда международное сообщество признало их полный суверенитет. В Квазулу живет четыре миллиона горных зулусов. Три миллиона остального населения работает в городах: Йоханнесбурге, Дурбане и других. Городские зулусы рассказывают, что раз в месяц они приезжают в родные места повидаться с родственниками и посмотреть, как солнце садится в озеро. «Мы в маленьком городке Эшове, что значит «звук, который рождает сильный ветер, проносясь по лесу». Ждем свадебный кортеж», — продолжает рассказ французская журналистка. — «Это может длиться часами», — вздыхает молоденькая монашка, улыб — чивая немка, преподавательница исто — рии в монастырской школе — частном религиозном заведении, в котором учатся дети разных рас. За последнее время в ЮАР открылось много школтакого типа. Уже и священник начал нервничать. Но вот появляется свадебный кортеж: молодые люди во фраках, девушки в пышных длинных платьях. Церемония длится полтора часа: молитвы, речи, пение хором, аплодисменты... Сестра Алексия поясняет: «Зулусы очень религиозны. Свадьбу отпраздно — вали неделю назад в деревне невесты -гуляли два дня, много пили, танцевали... Но молодые настояли и на христианском обряде». Кто бы мог подумать — сегодня большинство зулусов, когда—то воинствующих язычников, — католики. И свадьбы празднуют дважды: сначала тра — диционно, в деревне, потом церемония в церкви. Правда, женятся по —прежнему три или четыре раза... В восемь утра мы уже в Чакаленде. Ненастоящая деревенька с традицион — ными круглыми хижинами была специ — ально построена для съемок какого—то фильма. Забавно, но в ней живут люди и не понарошку. В дорожной пыли двое голых малышей тянут на веревочке машинку. Один — потомок викингов, другой — черный еретик. Но им по три года, и они не знают расовых различий. Может, и не узнают? Мы попали в эту деревню благодаря знакомству с Гари. А Гари знает всех. В Чакаленде он свой «белый зулус». Ког да-то он жил в Зимбабве, был богат, имел землю и скот. Однажды он отпра -вился на юг, и его потрясли красота и щедрость этой земли. Он так проникся местными проблемами, что остался в Трансваале навсегда. Купил ферму и стал жить, хотя трудностей было много. То и дело взрывался Соуэто, убивали школьников. Рвались бомбы в белых кварталах. Террористы из СВАПО придумали такую «шутку»: шею жертвы обматывали резаными автопокрышками, руки связывали, обливали человека бензином и поджигали. Гари, человек неробкого десятка, купил микроавтобус и два года колесил по Южной Африке. Для чего? Чтобы понять, что происходит в этой стране. Но решения так и не нашел. Только понял, что проблем еще больше, чем пишут в газетах. Он многое видел. Например, как на севере Капской провинции белые живут не лучше африканцев. И ходят босые. «Этой стране нужно время. Три века — слишком малый срок, чтобы такие разные народы научились жить мирно, уважать друг друга, а не бояться и не воевать. Ситуация в ЮАР не знает пре — цедента, — говорит Гари. У него не опустились руки, он думает о своих де — тях. — Им жить после 2000 года Как им помочь? Сейчас белые разделили власть с черными. И я остаюсь здесь ради моих детей. Чакаленд — уникальное место. Зулусы и белые уживаются здесь, изучая и уважая чужую культуру и обычаи. Мои дети приняты в зулусских семьях. Они говорят на их языке, танцуют танцы I |