Вокруг света 1994-10, страница 63собой управлять и, особенно, что это самоуправление при всех серьезных отклонениях и ошибках является предпосылкой прогресса. В этом-то и была суть спора, для завершения которого они ворошили историю и прослеживали социальную эволюцию человека. Эти два знатока были действительно настолько здравомыслящими и свободными от метафизических схем людьми, что в результате за решающий фактор приняли социальную целесообразность и согласились, что она и есть высшее мерило нравственности. И в конце концов, опираясь именно на этот довод, выиграл Винтер Холл, а Драгомилов признал свое поражение, и Холл, подчиняясь чувству благодарности и восхищения, невольно протянул ему руку. Драгомилов, к его удивлению, крепко пожал ее. — Теперь я понял, — сказал он, — что не придавал должного значения социальным факторам. Убийца, со своей собственной точки зрения, не так уж не прав, но он не прав с точки зрения социальной. Вот этого я не учел. И мне стало ясно, что это несправедливо. А теперь... — он умолк и посмотрел на часы. — Два часа. Мы слишком засиделись. Теперь я готов понести наказание. Надеюсь, вы дадите мне время завершить дела, прежде чем я отдам приказ агентам?.. С головой уйдя в спор и совершенно забыв о своих условиях, Холл был ошарашен. — Я не этого добивался, — воскликнул он. — И, честно говоря, я совсем об этом забыл. Да в этом и нет необходимости! Вы теперь сами убеждены в порочности метода убийств. Положим, вы распустите организацию. Этого будет вполне достаточно. Но Драгомилов покачал головой: — Уговор есть уговор. Комиссионные я принял. Справедливость превыше всего, и теория о социальной целесообразности здесь неприменима. Индивидууму как таковому оставлены все же некоторые прерогативы, и одна из них — право держать слово, что я и сделаю. Заказ будет выполнен. Видимо, это последнее задание Бюро. Сейчас суббота, утро. Можете ли вы дать мне отсрочку дЪ завтрашнего вечера? — Что за вздор! — воскликнул Холл. — Это не довод в споре, — последовал мрачный ответ. — Все веские доводы уже исчерпаны. Я отказываюсь дальше слушать. Еще об одном... Чтобы все было по справедливости: учитывая трудности уничтожения названного человека, я бы предложил доплатить по крайней мере, еще десять тысяч долларов. — Он поднял руку в знак того, что еще не кончил. — Поверьте, я подхожу справедливо. Перед моими агентами я воздвигну такие препятствия, что на них уйдут все пятьдесят тысяч, если не больше. — Если вы только решите распустить организацию... Но Драгомилов заставил его замолчать. — Спор окончен. Организация будет распущена в любом случае, но предупреждаю, в соответствии с нашими правилами о давности я могу избежать наказания. Как вы помните, если по истечении года соглашение не будет выполнено, взнос возвращается вместе с пятью процентами. Если мне удастся избежать смерти, я возвращу его сам. Винтер Холл в нетерпении остановил его рукой. — Послушайте, — сказал он, — на одном я настаиваю. Мы с вами определили основы, на которых зиждется этика. Социальная целесообразность, являющаяся базисом всякой этики... — Простите, — прервал его собеседник, — имелась в виду исключительно этика общества. Индивидуум в известных пределах остается индивидуумом. — Но ни вы, ни я, — продолжал Холл, — не признаем древнеиудейской заповеди «око за око». Мы же не верим в неизбежность наказания за преступление. Ведь убийства, совершенные Бюро и оправданные преступлениями, содеянными жертвами, не рассматриваются вами как преступления. Ваши жертвы рассматриваются как социальная болезнь, искоренение которой оздоровит общество. Вы удаляете их из общественного организма, как хирург удаляет раковую опухоль. И помните? Отказавшись принять теорию о наказании, мы рассматривали преступление просто как результат антисоциальных наклонностей. Преступление, следовательно, аномальное явление в обществе, относящееся, по сути, к его болезням. Преступник, нарушитель — это больной, и с ним соответственно надо обращаться. Но это же вместе с тем означает, что его можно излечить от болезни. Теперь я перехожу к вашему случаю. Ваше Бюро убийств антисоциально. Но вы же верили в него. Значит, вы были больны. Ваша вера в убийства как раз и означала, что вы больны. Но теперь-то вы не верите в это. Вы излечились. Ваши наклонности более не являются антисоциальными. И, следовательно, нет необходимости в вашей смерти, ибо она была бы не чем иным, как наказанием за болезнь, от которой вы уже излечились. Распустить организацию и устраниться от дела — вот все, что вам следует сделать. — Вы все сказали? — мягко спросил Драгомилов. Рисунки Н. КРИВОВА -Да. — Тогда позвольте мне закончить мою мысль. Бюро задумано было мной во имя справедливости, во имя справедливости я им и руководил. Я сделал его той совершенной организацией, каковой оно в настоящее время является. Создание его было основано на определенных принципах. И никакого отступления от них за всю его историю не делалось. Один из этих принципов всегда входил в контракты, заключаемые с нашими клиентами: в случае уплаты комиссионных мы гарантировали выполнение заказа. Комиссионные от вас я принял. Мною получено от вас сорок тысяч долларов. Был уговор, что я должен отдать приказ о своей казни в случае, если вы докажете, а я признаю, что уничтожения, произведенные Бюро, были ошибкой. Вы 61 |