Вокруг света 1994-11, страница 25От катакомб Ком эль-Шуга-фа, последний ярус которых скрывает свои тайны под водой, я дошел по узким и шумным восточным улочкам до знаменитой Помпеевой колонны, в гранитном основании которой сокрыты ходы, уводящие глубоко под землю. Эти загадочные памятники расположены за александрийской набережной, на которой возвышается старинный особняк — резиденция российского посла, приютивший меня на две ночи в Александрии. С его балкона можно было охватить одним взглядом и Восточную бухту, мерцавшую в лучах опускающегося в море солнца, и некогда грозные башни форта Кайт-бей — это с левой стороны, а с другой — конец набережной, который упирался в парк Монтаза, где в большом дворце до сих пор сохраняется королевская обстановка. Мне казалось, что не средиземноморские волны плещутся у моих ног, а волны времени бьются о каменные плиты... Гигантская дуга набережной, замыкаясь, подобно вольтовой дуге, на замечательных памятниках разных эпох, переносила меня в древние времена. Где-то недалеко за моей спиной находилась центральная площадь, на которой, согласно легенде, сожгли тело Александра Македонского. От гробницы, где покоились его останки, ничего не осталось, но место захоронения находится примерно около Греко-римского музея, возможно, под плитами набережной. Прах неугомонного царя Египта нашел упокоение не в Мемфисе, как полагалось сыну бога Ра, а в Александрии. Но зачем прославленному полководцу, разбившему войска персов, встреченному египтянами как освободитель от тирании жестоких сатрапов, нужна была новая столица, которую он основал на севере страны в 332 году до нашей эры по соседству с поселком Ракотис? Конечно, ему нужна была база, чтобы закрепиться в Египте, связанная морскими путями с Македонией, а благодаря близости Нила соединенная и со всем царством. Но, кроме того, честолюбивый Александр, как предполагается, стремился противопоставить новую столицу родным Афинам, тем Афинам, которые завоевал еще его отец, Филипп Македонский. Но Афины, склонив голову перед военной мощью македонян, не сломились, не встали на колени перед ними. Завоевателям нечем было похвалиться перед центром мировой цивилизации. А Афины славились лучшими учеными, философами, актерами, скульпторами... Учителем самолюбивого македонянина Александра стал великий Аристотель. Стоит напомнить известный исторический анекдот о встрече непобедимого Александра с бродячим философом Диогеном. Нефертити, Джоконда... Эти символы красоты разных эпох не раз вспоминались мне в Александрии — городе,где слились три ветви культуры : египетская, греко-римская, арабская. — Что могу я сделать для тебя? — вопросил Александр Македонский нищего философа. — Отойди и не заслоняй солнце, — важно ответил тот из бочки — своего единственного жилища. Что может дать философу, ищущему истину, великий царь, повелитель народов? Да ничего, он и так счастлив на пиршестве мыслей. И вот Александр — сам выросший на афинской культуре и цивилизации, воспитанник Аристотеля — решает возвести «свои Афины», противопоставить новую столицу — средоточие ученых, мыслителей, артистов и ремесленников — старой, греческой и распространить культурное влияние Александрии на весь Египет. И юный сын Македонии, желающий победить Афины не только силой оружия, но и разума, приказывает своему архитектору составить «генеральный» план развития Александрии. За всю человеческую историю никогда полностью не осуществлялись замыслы великих людей, тем более грандиозные. После смерти Александра, которому при жизни был присвоен фараонский титул «угодного Ра», «избранного Амоном», жрецы не признали его настоящим сыном бога и отказались хоронить египетского царя в священном городе Мемфисе; его империя распалась, и Египет достался Птолемеям, чья династия правила около трехсот лет. Именно при них город царя Александра стал подлинной столицей греческой культуры. Хотя, по признанию известного знатока античности, швейцарского ученого Андре Боннара, им, то есть Птолемеям, «не удалось эллинизировать Египет... Было недостаточно основать в стране три или четыре греческих города...». Зато город, носящий имя Александра Македонского, стал настоящим центром эллинизма на несколько сотен лет... Сквозь шумные восточные кварталы я добрался до одного из известных памятников города — Помпеевой колонны. Рыжий холм из спекшегося известняка был стиснут старыми домами арабского района Кармузе, где во дворах ребятишки с визгом гоняли мяч между веревками, на которых сушились разноцветные одежды, и рядом по улице грохотали трамваи, набитые обливающимися потом пассажирами. Над всей этой суетной нынешней жизнью возвышалась могучая колонна красного гранита, над капителью которой проносились легкие и такие свободные от всего бренного облака. У ее подножия сонно возлежали два небольших сфинкса, то ли охраняющие саму колонну, то ли обломки плит и скульптур, разбросанные в духе современной арабской традиции по зеленой лужайке для привлечения туристов. На холме были построены римские бани, а позже у подножия проведен канал для измерения уровня воды в Ниле, особенно необходимого при наводнениях. История происхождения Помпей-пилара до сих пор толкуется по-разному, хотя на массивном фундаменте колонны надпись на греческом языке гласит, что она воздвигнута в 297 году нашей эры египетским префектом Помпеем в честь разгрома императором Диоклетианом антиримского восстания в Александрии. По другим источникам, колонна была поставлена в благодарность тому же Диоклетиану, который, заняв после длительной осады город, проявил милость к голодным людям, раздав им хлеб. Эта версия более привлекательна, хотя непонятно, при чем же здесь Помпей, который высадился на побережье, спасаясь от войск своего соперника Цезаря. К тому же есть сведения, что колонна была сооружена не Помпеем, а Публием, хо-щ одно время александрийцы упорно утверждали, будто именно здесь находится могила Помпея. Вот вам и правда исторических фактов — хочешь, верь, а хочешь, не верь. Но тем не менее колонна великолепно смотрится в своей ограде, на холме над мусульманским кладбищем, но для меня самым интересным было таинственное сооружение в массиве гранитного пьедестала, куда уводили мрачные ходы со стертыми каменными ступенями. Может быть, именно его стерегли сонные сфинксы? Есть мнение, что, возможно, это руины храма Серапеума: в некоторых путеводителях указывается, что расположен он был именно здесь, около старейшего античного памятника. Этот монументальный храм был посвящен новому богу, покровителю Александрии, Серапису, культ которого создал Птолемей Сотер, понимавший, что для укрепления греко-египетской династии нужна общая для обоих народов религия. Что это за новое имя «Се-рапис»? Вы не слышите в нем что-то знакомое, отзвук имен старых богов? Конечно же, это божество объединяло культ Осириса и Аписа (отсюда и имя), ему, Серапису — богу блаженства после смерти, поклонялись не только египтяне, но и греки, и римляне. Во времена Птолемеев родилась не только общая религия, но и возросла роль науки, был создан мусейон, который находился недалеко от гробницы Александра Македонского. В этой античной академии ученые жили вместе, представляя некое «братство», а возглавлял мусейон верховный жрец муз. Было бы совсем небесполезным из нашего смутного времени перенестись в залы для лекций, посидеть там вместе с учащимися, внимательно следя за блестящими доказательствами теорем отца геометрии Евклида, послушать объяснения географа Эратосфена, утверждавшего, что земля круглая, иронизировавшего над географическими описаниями гомеровских эпосов «Одиссеи» и «Илиады», восхититься смелыми предвидениями астронома Аристарха Само-сского, выдвинувшего гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца (за 16 веков до Коперника!). А схватки великих умов в комнатах для преподавателей, вокруг которых собирались приверженцы той или другой теории! Разве современному студенту было бы не интересно «прогуляться» по ботаническому саду, заглянуть в зоопарк или обсерваторию? Но, пожалуй, чудеса из чудес совершались в анатомичке, где врач мусейона Герофил проводил публичные вскрытия трупов, что было совершенно немыслимо по религиоз- 23
|