Вокруг света 1995-01, страница 8ТИХ-ТИХ-ТИХ", , л ТУГАЯ ТЕТИВА ФАТТО И МАЛЫШКА АФИ А теперь, уважаемые читатели, давайте предоставим слово другому участнику этой экспедиции — нашему соотечественнику Виталию Сундакову, человеку уже достаточно хорошо известному, по крайней мере, в кругах любителей странствий и приключений. Несмотря на большую загруженность, связанную с подготовкой к очередному дальнему путешествию, Виталий принял приглашение посетить нашу «Кают-компанию» и охотно поделился своими воспоминаниями о жизни среди яномами. Воспоминаниями, которые, как мы и ожидали, оказались ярким дополнением к словам Яцека Палкевича. Пользуясь случаем, мы попросили Виталия рассказать о том, что большего всего удивило и, быть может, даже поразило его во время этого нелегкого путешествия. Словом — о самом интересном. — Самое интересное, — начал Виталий, — это прежде всего то, что до пятидесятых годов XX века сведения об индейцах яномами, к которым мы с Пал-кевичем, собственно говоря, и отправились, были настолько отрывочны, что в мировой науке даже не существовало такого понятия, как «группа племен яномами». Поразительно, правда? — И случилось так потому, — продолжает Виталий, — что места обитания этих племен оказались настолько удаленными от главных путей колониза ции Южной Америки европейцами, что добраться до них во все времена было практически невозможно. — Когда же яномами перестали быть величайшей из тайн нашего века? — спрашиваю я Виталия, ощущая, что этот же вопрос готов задать каждый из моих коллег по редакции, присутствующих в кают-компании. — В шестьдесят пятом году. Но завесу, за которой тысячелетиями протекала жизнь яномами, приоткрыл невероятный случай, приключившийся еще в 193/ году с некой Еленой Валеро. В то время Елена была еще совсем маленькой. Однажды родители девочки — дело было в пограничном районе между Венесуэлой и Бразилией — решили подыскать место на берегу речушки Димити, где им жилось бы лучше. Взяв с собой дочку и нехитрыи скарб, они сели в лодку и отправились вверх по реке. По дороге на семью Валеро напали индейцы. Отец с матерью погибли, а маленькая Елена оказалась в плену у туземцев — в качестве боевого трофея... В общей сложности Елена Валеро прожила среди индейцев больше двадцати лет, переходя из одного племени в другое, — становилась добычей то одного воина, то другого. Рожала от них детей. И в течение всех двадцати лет думала только об одном — как бежать. В один прекрасный день ей это удалось: она сбежала вместе со своими детьми. Очутившись в цивилизованном мире, несчастная поведала свою печальную историю известному итальянскому пу тешественнику и исследователю Амазонии Эттаре Биокка, и тот записал рассказ бывшей пленницы во всех подробностях. По словам Елены, индейцы, у которых она пробыла столько лет в неволе, называли себя яномами. Так мир впервые узнал о жизни этих племен, об их нравах и обычаях. Кстати, мы с Яцеком видели Елену. Сейчас ей уже за шестьдесят. Это маленькая, хрупкая, сухая старушка, ее голова едва доставала мне до груди. Елена уже плохо видит и слышит. А живет в убогой камышовой хижине вместе со снохой и младшим сыном — в глубоком уединении. Прощаясь, мы оставили Елене немного денег и лекарств, чтобы хоть как-то ее поддержать. Нам было жаль эту бедную женщину, которая словно затерялась между прошлым и настоящим, так и не сумев прижиться ни там, ни здесь. Такая вот история... — А вам с Яцеком, — нарушаю я воцарившееся было молчание, — конечно, не терпелось поскорее оказаться в прошлом — в первобытном мире яномами... — Это уж точно, — кивает Виталий, и его бородатое, обветренное лицо, покрытое загаром, который, похоже, уже ничем не вытравить, расплывается в улыбке. — И счастливое мгновение встречи с индейцами ты, наверно, не забудешь никогда, — предполагаю я. — Мгновение, и впрямь, оказалось счастливым: слава Богу, что живы остались. А встретились мы вот как. Продираясь все глубже в сельву в течение нескольких дней, мы — Яцек, я, Игорь Михалев, наш фотокор, и проводник Антонио — наконец выбрались на узенькую тропку, петлявшую между деревьями, увитыми густой сетью лиан. Продвигаться дальше у нас просто не было сил. Единственное, на что мы еще оказались способны, так это кое-как расчистить небольшую площадку натянуть навес, гамаки, противомоскитные сетки и разжечь костер. Едва закончили работу — на джунгли обрушился ливень. Спать улеглись под шум дождя. Засыпаю я, значит, и чувствую сквозь полудрему — кто-то осторожно трогает меня за локоть. Открываю глаза — Антонио. Индеец делает знак — «внимание!» и указывает рукой на тропу, уходящую в мрачно-зеленые джунгли. Яцек уже на ногах - напряженно прислушивается. Но из-за барабанной дроби дождя ничего не расслышать Беспокойство Антонио передается и нам. С опаской озираясь по сторонам, стараясь передвигаться как можно осторожнее, бесшумно бросаемся врассыпную. Я оказываюсь в ручье, опираюсь ногой на корягу, замираю и жду... Вдруг слышу — где-то рядом хрустнула ветка. Вслед за тем из мрака ночной сельвы выходят трое индейцев — яномами. У нас перед ними преимущество: мы заметили их первыми, что, в общем-то, нас и спасло. Потом и индейцы увидели нас. Они тут же принялись размахивать луками и что-то кричать. Тогда Антонио вышел вперед и вступил с ними в переговоры Гляжу — яномами опустили оружие... — Ну и?.. Дальше-то что? — А дальше все, как в приключенческом романе. Яномами повели нас в б |