Вокруг света 1995-01, страница 7

Вокруг света 1995-01, страница 7

сельвы чаще группами или поодиночке, два-три раза в неделю. Каждый из охотников вооружен луком, тремя-четырьмя стрелами и копьями. В колчаны, помимо запасных стрел, они нередко укладывают еще и «волшебные» клубни, приносящие удачу, и челюсти муравьеда — для заточки наконечников стрел. Яномами прекрасно подражают голосам различных животных, подманивая их поближе. Ловушками и капканами, как правило, не пользуются. Только луком и стрелами. Наконечники стрел могут быть разными — в зависимости от того, на кого идет охота: бамбуковыми — на крупного зверя — оленя, тапира или кабана; деревянными или из обезьяньей кости — на птицу и рыбу. Частенько в ход идут наконечники, отравленные якоаной, — в основном, для охоты на обезьян.

Убитых птиц ощипывают, а оперение используют для изготовления браслетов и головных украшений. Перьями орлов и стервятников яномами украшают себя только во время особо важных церемоний. Нередко охотник, в доказательство собственной ловкости и сноровки, вывешивает рядом со своим гамаком черепа и кости убитых животных. Рыбу добывают с помощью лука и стрел или токсичного растения тимбо, которое не убивает рыб, а ненадолго обездвиживает.

Как я уже говорил, яномами прекрасно знают свою среду обитания — сельву и бережно относятся к ней. Природа для яномами — святыня, питающая их историческую память и мифологию.

Несмотря на то, что в одном месте обитания яномами распространено сразу несколько диалектов, это не мешает общению племен, поскольку индейцы, как правило, говорят на двух-трех наречиях. И яркий тому пример — церемониальные диалоги при встрече представителей различных племен.

Особенно много гостей собирается, чтобы почтить память усопших. Подобные церемонии обычно длятся больше недели и сопровождаются охотой, плясками, магическими обря

дами — коллективным плачем, играми и состязаниями в ловкости при стрельбе из лука и метании копья. Кульминационный момент — причащение пеплом сожженных покойников. Индейцы верят, что такой ритуал успокаивает дух усопших. И нет ничего более ужасного для яномами, чем похоронить тело умершего сородича в лесу, на растерзание зверям. К духам покойников индейцы относятся с почтением — великий цикл жизни не должен прерываться и после смерти.

Кроме того, яномами практикуют ритуалы и обряды, знаменующие определенные этапы в их жизни. Так, например, ребенку в возрасте от двух до четырех лет обязательно прокалывают уши. А девочкам от восьми до девяти лет проделывают три отверстия под нижней губой и в носу и продевают в них маленькие палочки или декоративные перья.

В воспитании детей индейцы также следуют вековым традициям. Так, до подросткового возраста дети яномами пользуются полной свободой. Правда, девочкам время от времени поручают ухаживать за малышами, и те делают это охотно и с удовольствием. Мне также не раз случалось видеть возвращающихся в шабоно матерей с огромными, тяжелыми корзинами за спиной в сопровождении одной или нескольких дочерей, тоже с корзинами за плечами, только намного меньших размеров, — там лежали две-три грозди бананов, корни маниоки и щепки для разведения огня.

Что же касается отцов, они помогают сыновьям овладеть искусством изготовления луков, стрел, копий и стать сильными, ловкими воинами и охотниками.

Особое место в жизни яномами занимает общение с вечными духами природы, которые, по верованиям индейцев, воплощены в животных, растениях и даже в атмосферных явлениях. Чтобы вызвать духов и пообщаться с ними, яномами принимают наркотик хекуру.

А против хвори, злых сил природы и врагов существует другой нар

котик — эпена. Это порошок зеленовато-пепельного цвета, который вдыхают через длинную — около полуметра — полую бамбуковую палку. Эпена получают из семян особого растения, причем только в августе и сентябре. Наркотик принимают во время торжественной церемонии, в которой позволено участвовать только мужчинам.

Яномами, тысячелетиями жившие вдали от остального мира, никогда не знали гриппа, кори, пневмонии, туберкулеза, гепатита и прочих «цивилизованных» болезней. Но цивилизация продолжает неумолимо вторгаться в первобытный мир индейцев, уничтожая не только их среду обитания, но и древнейшую культуру. Так, за последние годы территорию яномами наводнили тысячи гаримпейрос — авантюристов-золотоискателей, которые, будучи не всегда в ладах с законом, нашли убежище в сельве, благо они знают ее как свои пять пальцев.

Гаримпейрос принесли в сельву не только оружие, одежду, утварь и орудия для добычи золота, поставив таким образом индейцев в жестокую зависимость от «благ» современной цивилизации, — но и болезни, которые за последние три года стали причиной смерти, по меньшей мере, полутора тысяч индейцев, что составляет 15 процентов всех яномами. Цифра эта могла бы показаться незначительной, если бы она, по словам, одного европейского врача, побывавшего, в сельве, «не соответствовала пропорционально числу погибших в Европе в период второй мировой войны».

Так что неудержимое вторжение прогресса в жизнь яномами есть не что иное, как синоним их массового уничтожения. Можно ли остановить этот пагубный процесс? Не знаю, не знаю. Во всяком случае, погостив у наших друзей с неделю и расставаясь с ними, я думал: как долго еще суждено просуществовать яномами — одно поколение, два?.. Но ответить самому себе на этот вопрос так и не смог. Хотя мне бы очень хотелось, чтобы они были вечно — как Луна и звезды.

АКВАЛАНГИСТАМ,

опытным и начинающим, предлагаем:

— Обучение, погружение и отдых в дайвингцентрах КИПРА, МАЛЬТЫ, КОРСИКИ, АВСТРАЛИИ

— получение международного сертификата PADI подводного пловца или инструктора.

Дает право аренды снаряжения и самостоятельных погружений во всех дайвингцентрах мира.

— Снаряжение отечественное и импортное: маски, ласты, трубки, подводные ружья, акваланги, гидрокостюмы, компрессоры и другое. Дополнительная информация и каталоги по адресу:

216532, Десногорск, Смоленской обл.. а/я 99-1, фирма «ИСКАТЕЛЬ», Контактный тел.: 081-53-74547.

5