Вокруг света 1996-09, страница 36

Вокруг света 1996-09, страница 36

как мы покинули бухту Консепсьон, на южном и юго-восточном берегах которой, среди холмов, приютился гостеприимный чилийский городок Талькауано.

«Крузенштерн» подходил к серо-зелено-му, гористому острову с юго-востока.

До бухты Камберленд, единственного обитаемого места на острове, было рукой подать — каких-нибудь 9 миль. Арго сидел у лееров левого борта и втягивал носом воздух, насыщенный знакомыми, земными запахами. В глазах собаки была грусть — умное животное понимало, что мы и сейчас пройдем мимо земли, как это было уже не раз. А до следующего берега, острова Таити, оставалось больше трех с половиной тысяч

Как здорово, когда тебя любят!

миль — почти месяц пути через неохватную водную пустыню. Но Арго уже привык к долгим переходам, к тому, что окружают его только море и небо. И не ропщет. Главное

— хозяин рядом. С корабля ему уже никуда не деться — расставания больше не будет. И пес счастлив.

Он доволен и сейчас: ведь это его время

— «с нулей до четырех», или «собачья» вахта. Хотя принято считать, что настоящая «собака» с четырех до восьми, мы, на «Крузенштерне», дружно порешили, еше на Балтике, перенести ее на полночь, когда на вахту заступают старший штурман Евгений Немержицкий, 4-й помощник капитана Виктор Шаповайло и вместе с ними Арго.

Евгений Немержицкий в море с 1976 года, пошел в плавание сразу же по окончании судоводительского факультета Калининградского высшего инженерно-морско-го училища, — ему в ту пору было двадцать четыре. Работал на Рижской базе рефрижераторного флота тогдашнего Минрыбхоза: начал четвертым помощником капитана, потом стал вторым. Плавал на транспортных рефрижераторах и плавбазах в разных районах Атлантики...

Спустя десять лет Евгению предложили пойти инженером-методистом на «Крузенштерне» — барк отправлялся в продолжительный рейс из Таллина на Кубу. «Тогда-то

и произошло мое первое знакомство с парусами», — вспоминал как-то в разговоре со мной Женя.

А еще через пять лет Евгений стал фактически капитаном «Крузенштерна» — правда, всего лишь на десять месяцев: в силу сложившихся обстоятельств ему пришлось на время заменить бессменного капитана барка Геннадия Васильевича Коломенского. И все. Потом был берег. Но ненадолго.

В сентябре прошлого года, перед кругосветкой, Женя вернулся на «Крузенштерн». «Меня устраивала любая должность. Предложили идти старшим штурманом — я, не колеблясь, согласился...»

На борт парусника он ступил не один — в компании счастливого Арго. «Я понял, — вспоминает Женя, — псу без меня будет худо. так же как и мне без него. На семейном совете решили — он отправится со мной. И я об этом ничуть не жалею...»

Арго на паруснике понравилось — как-никак новая обстановка. Пес обшарил все судно, у него появились излюбленные места Арго просто обожал играть со всеми. И вниманием со стороны людей не был обделен.

Но вот через неделю после выхода из Ижевского пес вдруг заскучал Все чаще подходил к откидному наружному трапу,

сложенному на палубе у борта, обнюхивал его, бил по нему лапой — надоело это море, пора, дескать, на берег. Не миновала Арго и морская болезнь — он переносил ее, совсем как человек. И тропическую жару тоже.. В общем, Арго, как и все, жил по корабельному расписанию, точнее по распорядку своего хозяина.

Забот на судне у старшего штурмана хватает: на нем весь обслуживающий персонал, камбуз, снабжение; ему подчиняются штурманы; он решает навигационные вопросы, включая проработку маршрута плавания вместе с предварительной и окончательной штурманской прокладкой; проводит техуче-бу судоводительского состава; оформляет заходы в порт и отходы с портовыми, таможенными, санитарными властями; во время лоцманской проводки играет роль посредника между капитаном и лоцманом — кстати, еще не было случая, чтобы лоцман, поприветствовав капитана и его первых помощников, не потрепал бы за мохнатую холку Арго, который дежурит тут же, на мостике. Наконец, старший штурман проводит установочные и плановые занятия с курсантами — по навигации и астрономии Ну и в довершение ко всему стоит вахты. У него их две — с двенадцати до шестнадцати и, как я уже говорил, с нулей до четырех.

Нет, Арго не любит дневные вахты: в это

37 ВОКРУГ СВЕТА