Вокруг света 1996-12, страница 15К концу вторых суток путешествия из Джедцы впереди показывается Мекка. Среди пилигримов раздаются радостные восклицания, рыдания и плач. Желанная цель путешествия близится к концу. Мекка расположена в центре священной территории, где «воспрещены все грехи»: не позволяется охотиться и убивать каких бы ни было животных, кроме гяуров, то есть, «неверных». Сам город лежит между оголенных холмов, в глубине небольшой долины, по которой раньше протекала высохшая теперь речка У ад и. Дома жителей группируются на дне долины. Все улицы города сходятся к центральной площади, на которой находится мечеть — Месджид-эль-Гарам. Эта мечеть представляет собрание низких построек, увенчанных 75 куполами и несколькими минаретами. Все постройки мечети образуют большой четырехугольник, внутри которого находится обширный двор, окруженный колоннадой. Посредине этого квадратного двора возвышается кубическая постройка, вышиною сажен в шесть, покрытая черной шелковой материей. Это и есть знаменитая Кааба, или «Куб», — земное жилище Аллаха. По направлению к этой Каабе, по заповеди Магомета, каждый правоверный мусульманин должен обращать лицо свое во время молитвы и пять раз в день преклоняться перед Аллахом. По верованию мусульман, ангелы день и ночь летают вокруг Каабы и славят всемогущего Аллаха, производя своими крыльями колебание материи, покрывающей Каабу. Прибыв в Мекку, пилигрим должен прежде всего найти метуафа, который прислуживает в мечети Гарама при церемониях, вместе с этим он является переводчиком и проводником. Метуафы набираются из разных народностей, так что паломники стараются отыскать метуафа-соплеменника, который помогает им устроиться в святом городе. Отдохнув от дороги, на другой день рано утром паломники отправляются под предводительством своего метуафа в мечеть Гарама. Первой обязанностью паломника является исполнение туафа. Ту-аф состоит в том, чтобы обежать босиком и полураздетым семь раз вокруг Каабы, кружась справа налево и повторяя за метуафом слова молитвы. Когда паломники совершили туаф, метуаф подводит их к одному углу7 Каабы, где в стене, на высоте человеческого роста, вделан таинственный черный камень — аэролит. Мусульмане верят, что этот черный камень был дан архангелом Гавриилом Измаилу, сыну Авраама и Агари, родоначальнику арабов. Пилигрим набожно прикладывается к этому камню и верит, что в день Страшного суда этот камень заговорит и будет называть перед Аллахом всех верных, лобзавших его чистыми устами. Все эти правоверные, названные камнем, пойдут в рай и будут награждены вечным блаженством. В первые времена магометанства последователи пророка обегали Каабу совершенно голыми, в знак того, что вместе с одеждой они сбросили с себя все грехи свои. Позднее обязанность раздеваться догола была отменена, и теперь предписывается совершать церемонию лишь полураздетым и босиком. После туафа пилигримы приступают к совершению второй церемонии — саи. Эта церемония состоит в том, что пилигрим должен восемь раз пройти расстояние, отделяющее портик, называемый Сафа. от другого портика, носящего название Мерова. Все время ходьбы паломник должен вслед за своим метуафом повторять молитвы и славословия Аллаху. После этого метуаф ведет свою группу в одну из четырех часовен мечети. Здесь бьет из земли священный источник Земзем, брызнувший в пустыне для Агари и Измаила, когда они блуждали, томимые жаждой. Вода источника Земзем считается исцеляющей людей от всяких болезней. Ее вывозят в большом количестве в города Востока, где она высоко ценится богатыми мусульманами. Исполнение этих церемоний занимает пилигримов с утра до одиннадцати часов. Жгучее аравийское солнце прерывает на время все церемонии, и каждый паломник ищет укромный уголок для отдыха. Но как только солнце начинает клониться к западу и жар уменьшается, жизнь снова закипает в городе и около мечети начинают собираться толпы богомольцев. Пилигримы рассаживаются на плитах мечети и ждут призыва муэдзинов, которые при заходе солнца появляются на балконах четырех минаретов мечети и возвещают верным о времени молитвы. Тысячи пилигримов наполняют внутренний двор мечети и по знаку шейхов совершают вечернюю молитву перед Каабой. Религиозные церемонии не считаются на этом вполне законченными, и пилигрим не имеет права принять титул хаджи, если он не сходит помолиться на святую гору Арафат, находящуюся в семи-восьми часах ходьбы от Мекки. Гора Арафат представляет собой гранитную скалу, возвышающуюся на 30 сажен над уровнем окружающей равнины и имеющей несколько километров в окружности при своем основании. Здесь, по преданию, праотец Адам был научен ангелами молиться Богу. В определенный день назначается общая процессия из Мекки на гору Арафат. Окружающая гору пустыня наполняется шатрами бедуй нов, пригнавших с собою стада баранов и ягнят, чтобы продавать их богомольцам для принесения жертв. В три часа дня начинается церемония. С вершины горы, стоя на сво ем верблюде, кади Мекки говорит проповедь. Все склоны холма покрыты'белыми фигурами людей; через каждые пять минут кади поднимает вверх зеленое знамя, и десятки тысяч голосов но этому знаку громко восклицают: «Лябеик Алла хума лябеик!» — «Мы твои слуги, Боже!» На другой день с утра процессия направляется еще далее по долине Муна. Дойдя до места, называемого «Брешь Авраамова», процессия останавливается, и здесь начинается жертвоприношение в память того, что на этом месте некогда приносил жертву нраогец Авраам. Каждый пилигрим, смотря по состоянию, закалывает одного или несколько баранов или ягнят. В этот день в долине Муна убивается более 120 тысяч голов животных. Кровь льется целыми потоками, обагряя песок, тучи коршунов, не дожидаясь, когда удалятся пилигримы, с карканьем налетают на трупы жертвенных животных. После совершения жертвоприношения паломники отправляются в обратный путь в Мекку. Во время перехода через одно ущелье каждый правоверный бросает на дно ущелья камень, чем изображается будущее побиение камнями дьявола. Этим кончается паломничество в Мекку. Теперь каждый паломник называется «хаджи» и с чувством исполненного долга творит последнюю молитву перед Каабой. Начинается отлив пилигримов, организуются снова караваны, и «хаджи», накупив в Мекке разных подарков для своих родных и знакомых, покидают священный город. Мекка снова погружается в обычную жизнь и затихает до будущего прихода пилигримов. СМЪСЬ Последний тасманец. С того времени, как туземцы Тасмании пришли в соприкосновение с цивилизованными белыми, число их стало быстро уменьшаться, между тем как они сами ничего не выиграли ог культуры. Еще в начале нынешнего столетия считались 4000 или 5000 туземцев, и немного более чем в полвека они исчезли с земли. Они были люди добродушные, и им пришлось много терпеть от своевольства белых, тем более, что Тасмания была колониею для преступников. В 1810 году губернатор Коллинс вынужден был издать закон, запрещающий без крайней нужды стрелять по туземцам и убивать их, но наказа ние за такие преступления было незначительное, потому что белому, отрезавшему цветному человеку нос, уши или палец, определялось в наказание лишь несколько ударов плетью. С 1835 по 1845 тасманцев перевозили отдельными толпами на Фигин-деровы острова. Но черные привыкли к кочевой жизни и не могли удовлетворить своей наклонности на маленьком острове. Они все перемерли там теперь и исчезли с земли. Европейская цивилизация погубила их. 1865 16 ВОКРУГ СВЕТА |