Вокруг света 1996-12, страница 48

Вокруг света 1996-12, страница 48

другой фратрии. Но и это не все. Каждая фратрия тоже делилась на несколько частей (обычно на две: их называют брачными классами). Наконец, у некоторых племен и классы делились надвое, так что всего их было уже восемь.

Между этими классами существовали очень сложные отношения, разбирать которые не входит в нашу задачу. Скажем лишь, что на практике существовало два типа брака — тип арабана и тип диери. (Так называют их ученые по имени племен, где брачные правила были лучше всего изучены.) При «арабанском» браке предложение следовало делать дочери

мать невесты и заявляла ему: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!» А родственники жениха добавляли: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!» При этом взрослые мужчины недвусмысленно грозили жениху и невесте увесистыми палками...

У некоторых племен на юго-востоке Австралии какая-нибудь из родственниц жениха обязательно должна была выйти за кого-либо из родственников невесты.

цов находили, и род сурово карал нарушителей. Мера наказания была одна — смерть. Иногда влюбленный похищал ту, которая покорила его сердце, даже не спрашивая ее согласия. Последствия были те же.

БЕЛАЯ ЦИНОВКА

Папуасы, близкие соседи аборигенов Австралии, не принадлежат к числу наиболее развитых народов мира, так что брачные отношения у них тоже сложные (по крайней мере, у большинства племен). С другой стороны, между ними и аборигена-

У народа кикуйю женихи и невесты устраивают «коллективные свидания» (Кения).

брата матери. При браке «диери» — «дочери дочери брата матери матери». В первом случае существовало четыре класса, а во втором — восемь.

Причина такой запутанности одна — не допустить браков между ближайшими родственниками, поскольку это могло бы привести к вырождению племени

Невесту выбирали для жениха либо старики, либо все взрослые женатые мужчины. У племени лоритья, например, это решение объявлялось в присутствии всех членов рода. К жениху, которому могло быть и пять, и десять, и пятнадцать лет, приближалась

В других местах, у племени аранда, к примеру, зять должен был всю свою жизнь (и до и после брака) отдавать своему тестю часть добычи, а сверх того все свои отрезанные волосы (весьма ценный у аборигенов материал, годный для изготовления сумок, браслетов и прочих нужных вещей). Такие отношения аранда называли «туаль-чамура». А у племени курнаи существовал обычай «неборак», и смысл его был в том, что следовало отдавать тестю не просто часть добычи, но лучшую ее часть.

Любовь с трудом подчиняется правилам, и нередко были случаи, когда она восставала против них.

Иногда влюбленные набирались смелости и совершали побег. Но их в конце кон-

ми Австралии — огромная пропасть, ибо папуасы — земледельцы, а австралийцы — охотники и собиратели. Как результат: на Новой Гвинее есть и такие племена, где вопрос о браке решается столь просто и быстро, что высокие договаривающиеся стороны не успевают за это время выкурить сигару. Да, именно сигару, ибо папуас, желающий жениться, скручивает толстую сигару, положив между листьями табака прядь своих волос. Выкурив ее до половины, он передает сигару своей матери, а та несет ее будущей невестке. Если девушка принимает сигару и выкуривает ее до конца, предложение считается принятым.

...Жители полинезийских островов Самоа—мореходы, искусные рыбаки и отваж-

49 ВОКРУГ СВЕТА