спецвыпуск №2 - Лекрон 'Добрая сила. Самогипноз', страница 10

спецвыпуск №2 - Лекрон

том, что подсознание наше представляет собой пусть и очень сложный, но, в сущности, механический регулятор, осуществляющий посредством мозга контроль над работой всего организма. Очевидно, теория эта начисто отказывает внутреннему разуму в способности мыслить самостоятельно.

Психологи-бихевиористы не верят в существование подсознания вообще, полагая, будто личность человека формируется исключительно под воздействием внешней среды, содержит в себе лишь то, что накоплено непосредственным жизненным опытом, и функционирует соответственно — почти автоматически. Сегодня подобные идеи уже не воспринимаются всерьез: феномен автоматического письма сам по себе является доказательством не только существования подсознания, но и способности его к независимому мышлению.

Подтверждением той же истины может служить и метод идеомоторных ответов — так называют совокупность условных движений-знаков, посредством которых подсознание реагирует на вопросы, заранее сформулированные в расчете на однозначный ответ. К разговору об этом простом, каждому доступном варианте автописьма мы с вами очень скоро вернемся. Пока же заметим, что внутренний разум, как было установлено, работает только по методу дедукции, в то время как сознание наше в выборе между индуктивным и дедуктивным видами мышления ярко выраженного предпочтения не проявляет.

КОНТРОЛЬ НАД ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗМА. Контролируя центральную нервную систему, подсознание через мозг практически осуществляет контроль над всем, что происходит у нас в организме. Более того, как показали эксперименты с гипнозом, оно в состоянии взять на себя управление электрохимическими процессами в человеческом теле. Известно также, что гипнотическим внушением можно изменить режим кровообращения, температуру, частоту пульса, функциональное состояние некоторых органов и желез внутренней секреции, ускорить процессы заживления.

ПОДСОЗНАНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ЕГО СТРАННОСТИ. Для успешной работы с подсознанием важно знать о некоторых особенностях его «характера». Одна из них — своеобразный инфантилизм: оказывается, внутренний разум наш всю поступающую извне информацию воспринимает буквально, и, например, безобиднейшая фраза: «Я просто с ума схожу!» — слышится ему действительным признанием в утрате рассудка.

Когда мы погружаемся в гипнотический транс, подсознание как бы «всплывает» к поверхности и берет на себя некоторые сознательные функции; примером тому может служить феномен автоматического письма.

Отвечая на вопрос: «Не скажете ли вы мне, где вы родились?» — бодрствующий человек почти наверняка назовет место своего рождения. Находясь под гипнозом, он же скажет: «Да», или просто кивнет головой: это и будет точным ответом на буквально понятый вопрос.

Такая непосредственность таит в себе серьезную опасность, ведь для Tofo, чтобы подхватить случайное внушение, нам вовсе не обязательно впадать в транс. Врач, не добившись в своей работе особых успехов, может, например, сказать пациенту: «Очень жаль, но ничем более не могу вам помочь. Придется вам научиться жить со своей болезнью». Ему и в голову не придет при этом, что заявление его в буквальном смысле означает следующее: пациент, несомненно, умрет, если... не дай бог, вздумает выздороветь! Такая «мина», без злого умысла, разумеется, заброшенная в подсознание, не только помешает дальнейшему лечению, но и может иметь поистине роковые последствия.

По мере того как мы, взрослея, накапливаем опыт и знания, наше сознательное отношение к окружающему миру постоянно меняется. Способен к развитию и внутренний разум, но он почему-то предпочитает придерживаться «взглядов», сформировавшихся в самом начале жизни. Так что1 если с вами произошло нечто, допустим, в шестилетнем возрасте, знайте: подсознание по-прежнему видит случившееся глазами ребенка. Сильный страх, перенесенный в детстве, нередко перерастает затем в фобию, и мальчик, которого когда-то до смерти перепугала змея, много лет спустя будет в ужасе шарахаться от одного только вида

ленточки-змейки. Изменение подсознательного отношения к событиям прошлого, оставившим в душе незаживающий след, должно стать важным элементом вашей программы самосовершенствования.

ЧУВСТВО ВИНЫ И САМОНАКАЗАНИЕ. Все мы время от времени действуем компульсивно, подчиняясь внезапным подсознательным импульсам, причем сами того не замечаем до момента, пока не выкинем нечто из ряда вон выходящее. Если и придет нам в голову спросить себя, что кроется за тем или иным необъяснимым поступком, то в мыслях своих мы вряд ли найдем ответ. Между тем ком-пульсии могут быть очень опасны, в том числе и для здоровья.

Одна моя пациентка, школьная учительница, испытывала странную необходимость постоянно мыть руки: она тратила на это бессмысленное занятие по 3 — 4 часа в сутки, совершенно не понимая при этом, что с ней происходит. Разумеется, выяснилось в конце концов, что причиной, вызывающей столь странный подсознательный акт, был некий проступок, совершенный, как принято говорить, «собственными руками». Подсознание пыталось в самом прямом смысле смыть с них вину; совсем как в «Макбете», помните? — «Прочь, прочь, проклятое пятно!..»

Вследствие острого чувства вины развивается компуль-сия самонаказания, или мазохизм. Любопытные результаты были получены в ходе исследований, проведенных на ряде крупных американских предприятий: выяснилось, в частности, что 80 процентов несчастных случаев приходится лишь на 20 процентов рабочих. Большую часть из них можно считать, очевидно, подсознательно спровоцированными, то есть в каком-то смысле почти умышленными. Все мы в делах своих или помыслах допускаем вещи, за которые приходится потом мучительно краснеть; такова природа человеческая, и не стоит, наверное, удивляться тому, что большой процент травм и несчастных случаев мотивирован жаждой самонаказания. Странно другое: подталкивая нас к несчастью, сознание, похоже, совершенно не способно предвидеть возможные его последствия. Компульсивно нанесенная травма может стоить человеку работы, здоровья, а то и жизни; ясно, что он наказывает таким образом не только самого себя, но и близких людей... Нет, подобные соображения не берутся подсознанием в расчет. Вообще создается иногда впечатление, будто сначала одна подсознательная сила вынуждает нас совершить глупость, а потом другая — наверное, то самое юнговское «сверхсознание» — за это нас еще и наказывает.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАШЕЙ ПАМЯТИ. Механизм памяти также находится в подсознательном ведомстве. Именно здесь создается и хранится «фильм» всей прожитой жизни, записанный на «дорожках» пяти человеческих чувств. Фрагменты его можно искусственно воспроизвести под гипнозом.

Запасы сознательной памяти ограничены: о далеком детстве нам особенно нечего вспомнить. Зато внутренний разум хранит в себе весь «дневник» прожитых лет — все в мельчайших подробностях. Более того, некоторые эпизоды не только живут в глубине нашего «я», но и самым неожиданным иногда образом дают знать о себе в настоящем. В ходе самотерапии нередко выясняется, что корни того или иного заболевания следует искать в далеком прошлом и что само оно — следствие каких-то крайне болезненных детских переживаний. В ужасе перед собственной болью мы загоняем ее вовнутрь, пытаясь забыть раз и навсегда то, что было ее причиной, а на самом деле лишь теряя сознательный контроль над ней. Такая «заноза» может просидеть в подсознании долгие годы, прежде чем преподнесет вдруг какой-нибудь неприятный сюрприз.

Память: с какого возраста она, собственно, «начинается»? Интересный вопрос. Любой психиатр, пользующийся в своей практике гипнозом, ответит на него так: человек помнит все вплоть до момента собственного появления на свет. А доктор Нандор Фодор идет еще дальше: в своей книге «Поиск возлюбленной» он доказывает, пользуясь методами интерпретации и анализа сновидений, существование и более ранней, пренатальной памяти.

Многим пациентам удается под гипнозом восстановить в памяти момент собственного рождения в мельчайших деталях. И хотя с научной точки зрения истинность такого

8