Танкомастер 1998-01, страница 4

Танкомастер 1998-01, страница 4

Окончательный вариант проекта был одобрен 17 января 1944 г., а спустя несколько дней деревянная модель была доставлена в Управление вооружений. Поэтому 27 января считается официальной датой принятия новой самоходной установки, которая называлась «75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси PzKpfw 38». Испытания спешно изготовленных опытных образцов прошли почти без замечаний, и с 1 апреля 1944 г. началось серийное производство.

К маю 1944 г. САУ была переклассифицирована в легкий истребитель танков и ей был присвоен новый индекс «Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)», а 4 декабря 1944 г. за машиной было закреплено собственное имя «Хетцер».

Особенности устройства САУ

Несмотря на то что при создании машины проектировщики пытались максимально унифицировать ее с хорошо освоенными танком PzKpfw 38 (t) и легким истребителем танков «Marder III», в ней было много новых технических решений.

Принципиально новым для Чехословакии (а проектировали и делали машину именно чешские, а не немецкие специалисты) была ориентация на массовое изготовление бронекорпусов сваркой, что позволило сделать их монолитными и герметичными (кроме крыши боевого и моторного отделений). Носовая часть состояла из двух броневых листов толщиной 60 мм, соединенных под большими углами (60" верхний и 40" нижний). Сравнительно тонкие (20-мм) борта «Хетцера» также имели большие углы наклона и поэтому хорошо защищали от пуль противотанковых ружей и снарядов малокалиберных (до 45 мм) пушек, а также крупных осколков.

3. Вид левой части кормы САУ «Хетцер». Ящик ЗИП установлен

4. Вид правой части кормы, На крыше виден выхлопной патрубок, глушитель отсутствует. Внизу, справа, -бонка для крепления запасного трака,

Новой была и компоновка САУ, так как впервые для чехословацкого машиностроения водитель машины располагался слева от продольной оси (до войны в Чехословакии было левостороннее движение автомобилей, и водители располагались справа). В затылок водителю, слева от орудия, размещались наводчик и заряжающий, а место командира САУ было за ограждением пушки у правого борта.

Для входа-выхода экипажа на крыше машины имелись два люка. Левый предназначался для водителя, наводчика и заряжающего, а правый — для командира. В целях удешевления серийной САУ она оборудовалась довольно скудным набором средств наблюдения. Так, механик-водитель имел лишь два простых перископа обзора дороги (кстати, иногда устанавливался лишь один); наводчик мог обозревать местность только через перископический прицел Sfl. Zfla, имевший малое поле зрения. Заряжающему был предоставлен перископический прицел оборонительного пулемета, а с осени 1944 г. он получил также фиксированный перископ для обзора местности по левому борту. Командир машины мог воспользоваться стереотрубой или выносным перископом, но только при открытом люке. Опасную «мертвую зону» по корме машины ликвидировали в октябре — ноябре 1944 г., установив позади люка командира фиксированный перископ, по конструкции подобный перископу заряжающего. Но даже при его наличии, если крышка люка командира почему-то бывала закрыта (например, при обстреле), экипаж лишался возможности обозревать окрестности по правому борту.

Как уже упоминалось, в качестве вооружения