Танкомастер 1998-02-03, страница 5

Танкомастер 1998-02-03, страница 5

По просьбе республиканского правительства Ф.Ларго Кабальеро, сформированного в сентябре 1936 г., нарушая соглашение о невмешательстве, руководство СССР приняло решение продать республиканской Испании военную технику и направить в её армию советников-добровольцев, среди которых были и танкисты.

26 сентября 1936 г. в порт Картахена прибыла первая партия из 15 советских танков Т-26, а всего до конца года в Испанию было доставлено 105 Т-26 и 31 бронеавтомобиль.

Советские специалисты начали прибывать в Испанию в начале октября 1936 г. Среди первых танкистов были — П.Арман, А.Но-вак, Н.Селецкий, С.Осадчий, П.Куприянов, С.Быстрое. Первые доставленные танки предполагалось использовать для обучения испанских танкистов на учебной базе в небольшом курортном городке Арчена, расположенном в 90 километрах северо-западнее Картахены.

Однако в конце октября 1936 г. главные силы генерала Франко перешли в наступление на Мадрид. В связи с тяжелым положением на фронте обучение в Арчене было свёрнуто, и 26 октября 1936 г. в спешном порядке из советских инструкторов и курсантов учебного центра сформировали танковую роту из 15 Т-26, которую на следующий день перебросили к столице. Командиром роты стал капитан РККА Поль Арман (латыш, настоящее имя Петр-Павел Тылтынь. В 20-е гг. он был на подпольной работе в странах Европы и владел несколькими иностранными языками). Несмотря на отсутствие боевого опыта, боевой дух советских танкистов был значительно выше, чем у испанцев. Так, узнав что у мятежников 15-тысячная армия, а силы республиканцев значительно меньше, Арман заявил испанскому генералу: «Положение не так уж безнадежно, у них 15 тысяч солдат, у нас 15 танков, силы равные».

Танковая рота получила задачу поддержать испанскую пехоту при атаке деревни Сесенья. Однако пехота опоздала к моменту начала атаки, и танки пошли в бой одни. Утром 29 октября три танка двинулись в разведку, за ними через 20 мин тронулись остальные 12 машин. На башне переднего танка сидел, свесив ноги, капитан П.Арман. Здесь небезынтересно привести отрывок из неопубликованных воспоминаний Армана, написанных вскоре после этих событий. В них хорошо передана тогдашняя атмосфера и настроения людей того времени:

«Пройдя Сесинья, разведка по радио донесла, что противника в деревне нет. Но когда мы подошли к окраине селения, на дороге стояло орудие и послышалась резкая команда «Огонь!»

— Отставить! Не стрелять!— кричу я. Возле орудия случилась заминка. Пользуясь ею, на полном ходу танк подлетает к орудию.

1. Перевозка танка «Рено» FT из состава Бронетанкового отряда испанской армии

в кузове грузовика «Рено», район Мадрида, ноябрь, 1936 г.

2. Танк Т-26 республиканской армии в деревне

Вилянуэва де ля Коньяда, Центральный фронт, июль, 1937 г. Башня танка

выкрашена в цвета флага Испанской республики -красно-желто-фиолетовый.

Рядом с ним стоит расчет и офицеры — лейтенант и капитан. Вокруг небольшие группы солдат — марокканцы! Ясно, что после прохождения нашей разведки мятежники заняли деревню.

— Кто тут безобразничает? Кто подал команду огонь? Кто приказал в меня стрелять? — кричу я. Капитан растерялся и не может понять, кто перед ним — на мне танковый комбинезон без знаков различия, снаряжение испанское, на боку висит револьвер «Кольт».

— Долго будете стоять, разинув рот? Убирайте орудие! В это время подходит испанский подполковник и спрашивает:

— Почему вы кричите на моих офицеров?

— Как не кричать на таких олухов, ведь они собирались в меня стрелять!

— Не повышайте тона, я подполковник!

— Вижу, но плевать мне на это. Вы воспитайте своих подчиненных так, чтобы они слушались начальников и не делали глупостей.

Подполковник растерялся.

— Кто вы такой? — спросил он.

— Как кто? Вы что не видите, что я командир танкового отряда? А вот и отряд подходит. Действительно, танки подходили один за другим и, видя, что я разговариваю с противником, разворачивались в боевой порядок. Чтобы выяснить, кто перед ним, подполковник указал рукой на часовню у дороги и предложил:

— Может быть, вы слезете с танка и пройдете ко мне в штаб? Там объяснимся.

Видимо, мое дерзкое поведение сбило подполковника с толку. Я вижу, что все танки готовы к бою и ждут команды. Подаю сигнал «Вперед!» и захлопываю над головой люк. Боевая машина с ревом рвется вперед — через подполковника, двух его офицеров, орудие и артиллеристов. Танк весит 10 т, подполковник, хотя и тучный, значительно меньше, он не выдерживает тяжести танка. За ним под гусеницы следуют его офицеры и солдаты. В это время все танки роты открывают бешеный огонь по штабу и человек двести разлетаются в клочья. Навстречу идет колонна грузовиков с солдатами. Танки без выстрелов налетают на нее и под их гусеницами в щепки разлетаются автомобили и в тесто превращаются сидящие в них. Пройдя через площадь, мы поворачиваем в узкую улицу. Она настолько узка, что по ней еле проходит танк, но она длинная — километра полтора. Я вижу, что навстречу по улице поднимается два эскадрона кавалерии, по три всадника в ряд. Приказываю остановиться и подпустить всадников поближе. Подойдя к нам, командир эскадрона видит окровавленный танк, начинает что-то кричать, делает какие-то знаки. Всадники сбивают -

ТАНКО jp МАСТЕР

3