Танкомастер 1998-02-03, страница 6

Танкомастер 1998-02-03, страница 6

ся в кучу, получается каша. А чтобы каша была полная, я подаю команду «Вперед!» и двенадцать танков прокатываются по двум эскадронам кавалерии. Немногие всадники, успевшие осадить коней и выскочить в поле, были перебиты пулеметным огнем...»

Пройдя Сесинья, танки устремились вперёд к селению Эски-виас, где Т-26 Семёна Осадчего таранил итальянскую танкетку CV 3 и сбросил ее в ущелье, вторая танкетка также была уничтожена, а две другие повреждены. Танковая рота продвинулась на 35 км в тыл франкистов, где действовала в течение 10 ч, а затем вернулась в свое расположение. Правда, на обратном пути в той же Сесинья марокканцы использовали против танков бутылки с бензином (это был первый в истории случай применения такого вида оружия) и сожгли Т-26 лейтенанта Селецкого. Экипаж сгорел вместе с машиной. Всего же за день боя было потеряно три танка, погибло шесть советских и четыре испанских танкиста.

1 ноября под Вальдеморо (5 км южнее Сесинья) нанесла удар по франкистам танковая группа полковника С.Кривошеина в составе 23 Т-26, шести броневиков БАИ и трех ФАИ. На части машин были испанские экипажи, о действиях которых С.Кривошеин вспоминал так: «Надо заметить, что с испанскими экипажами, впервые вступившими в бой после десятидневной подготовки,

случались казусы. Возвращается танк. Спрашиваю командира танка: «Почему уходишь с фронта?» — «Авария». — «Что за авария?» — «Танк не идет». — «Почему?» — «Не знаю». Залезаю в танк, обнаруживаю, что он поставлен на замедленную скорость, а поэтому двигаться быстрее не может. Переключаю рычаг и разъясняю это командиру танка. Он поворачивает танк назад, довольный, что «авария» исправлена.

Возвращается другой танк, спрашиваю: «Почему возвращаетесь?» — «Авария». — «Какая?» — «Не стреляет пушка». — «Почему?» — «Не знаю.» При осмотре обнаруживается, что пушка поставлена на предохранитель». Но несмотря на такие «казусы», группа уничтожила до трехсот вражеских солдат и захватила пять орудий, потеряв при этом два танка. Однако удачные контрудары республиканских танков не остановили продвижения мятежников. Отход республиканцев к Мадриду продолжался.

В это же время, кроме роты П.Армана и группы С.Кривошеина, на Мадридский фронт был выдвинут бронетанковый отряд под командованием Д.Погодина (затем его сменил П.Липин). Основой этого отряда, состоявшего сплошь из испанцев, служили экипажи 1-го танкового полка старой испанской армии, которые в первые дни мятежа не подчинились своим офицерам и остались на стороне республики вместе с танками, бронеавтомобилями и полковым знаменем. В декабре 1936 г. этот полк стал основой созданной в Арчене танковой школы, а знамя полка стало знаменем школы. Материальная часть отряда отличалась исключительной пестротой: 12 «Рено» FT, 15 броневиков «Бильбао» и 10 мотоциклов с колясками, вооруженных пулеметами. Он поддерживал только что сформированные 11 -ю и 12-ю интербригады и вместе с ротой П.Армана наносил мятежникам короткие и внезапные удары на различных участках обороны Мадрида.

Сражаясь на чужой земле, наши танкисты и в боях, и в работе были приверженцами родной, советской культуры. Так, прибыв в Испанский бронетанковый отряд, П.Липин долго не мог найти его командира, который ночью руководил выдвижением танков и броневиков на позиции. Наконец, он увидел офицера в испанской форме, стоящего на танке и громко матерившегося по-рус-ски по поводу испанцев вообще, франкистов в частности, а также по поводу ряда проблем руководимой им части. Это был командир отряда Д.Погодин. Но несмотря на свой почти испанский

Трубиа» 1936 г.

3. Бронеавтомобиль «Бильбао»

на улицах Барселоны, 1936 г.

4. Танк «Тр модели Is Масса 5.5 т, экипаж 3 чел., дизельный двигатель MAN мощностью 120 л.с., скорость 42 км/ч, вооружение два пулемета «Льюис» 7,71 мм, броня 16 мм.

ТАНКО jp МАСТЕР

4