Танкомастер 2002-06, страница 19

Танкомастер 2002-06, страница 19

эпизод_

Люциюс Суславичюс Вячеслав Шпаковский

МЯТЕЖНАЯ БРОНЯ

лово «белочехи» большинству наших современников не скажет ровным счетом ничего. Только некоторые, самые начитанные, вспомнят про писателя Ярослава Гашека и его бравого и неунывающего героя, похождения которого начались в пражской пивной «У чаши» и продолжились в тылу, на фронте и в стране большевиков.

Учебники истории, и советские и многие нынешние, в разделах о Гражданской войне скороговоркой упоминают о «белочехах», «легионерах», уверенно записывая их в интервенты. О том, что чехословацкие части до революции фактически входили в состав русской Действующей армии и в разгар смуты не рассеялись, а заняли свою позицию в разгоравшемся братоубийстве, в учебниках не сказано. Нет и ответа на вопрос, как 40-тысячный корпус, капля в российском людском море, смог занять и уверенно контролировать огромные пространства вдоль Транссибирской магистрали.

А было так. Славяне составляли значительную часть населения «лоскутной империи» Австро-Венгрии. Правители из династии Габсбургов веками угнетали своих подданных — сербов, поляков, русинов, чехов, словаков. Двуединая монархия сурово подавляла народные выступления.

С началом Первой мировой войны многие из чехов и словаков не пожелали принимать смерть за императора Франца-Иосифа I и на фронте переходили на русскую сторону, сдавались в плен. Вскоре в России стал формироваться Чехословацкий легион, позднее переросший в Чехословацкий корпус (9 октября 1917 г.), имевший в своем составе около 40 тысяч солдат и офицеров. Чехословаки считали себя частью войск Антанты и сражались против немецких и австрийских войск на Украине. Накануне революции Чехословацкий корпус был в числе надежных соединений и частей, спасавших фронт от окончательного развала.

17