Танкомастер 2003-04, страница 38

Танкомастер 2003-04, страница 38

различные шланги и вентили. В правой башне в раздельных установках смонтировали брандсбойт огнемета (пневматического действия) и пулемет ДТ. Заправка бака производилась различными смесями в зависимости от использования машины - огнемета-

тальоны, в свою очередь, шли на укомплектование химических танковых бригад. Всего к 1939 году в Красной Армии имелось три таких бригады (на Дальнем Востоке, в Поволжье и Московском военном округе).

■ • -■■ - '.v iSaMS*

^.jWt,.- -v^^f

6»' ада-' • ■W

ния, постановки дымовых завес, заражения местности отравляющими веществами или дегазации. Дальность огнеметания смесью мазут-керосин составляла 30-40 метров, а для дымопуска, выброса отравляющих веществ или дегазационной смеси на корме машины был смонтирован специальный распылитель. Для слива остатков смесей из 400-литрового бака имелся специальный патрубок, расположенный у самого днища на правом борту между тележками подвески. Патрубок был изготовлен таким образом, чтобы слив веществ из бака велся не на гусеницу, а под днище танка.

Результаты испытаний БХМ-3 были хорошие и в следующем году под индексом ХТ-26 (химический танк) машину приняли на вооружение (в документах того времени встречаются оба обозначения - БХМ-3 и ХТ-26. Для удобства восприятия мы будем пользоваться последним). Всего в 1932 - 1935 годах промышленность изготовила 552 ХТ-26.

В 1936 году на производство был поставлен более совершенный образец химического танка ХТ-130. Он был спроектирован на базе Т-26 образца 1933 года. Башню танка сдвинули вправо, а с левой стороны, как и у ХТ-26, установили специальное оборудование. Конструкцию огнемета усовершенствовали -дальность выброса струи теперь достигала 50 метров. Патрубок для слива веществ из бака был заменен вентилем, установленным в днище танка с правой стороны. До 1940 года промышленность выпустила 401 XT-130.

Химические танки поступали на вооружение рот боевого обеспечения механизированных (а затем танковых) бригад, а с 1935 года - и на вооружение отдельных химических танковых батальонов. Эти ба-

Боевое крещение химических танков состоялось в ходе боев с японцами у озера Хасан в августе 1938 года. Здесь в ходе пограничного японо-советского конфликта в составе 2-й механизированной бригады Красной Армии действовало 3 ХТ-26. Эти танки принимали участие в боях по штурму высоты Заозерная, однако действовали без особого успеха - местность была не очень удачной для использования танков, а крутые склоны Заозерной затрудняли подход ХТ-26 к японским позициям на дистанцию выстрела. В ходе этих боев был потерян 1 ХТ-26.

Через год химические танки снова вступили в бой против японцев, поддерживая части советско-монгольских войск в боях у реки Халхин-Гол. На этот раз их действия были более активными.

К началу конфликта (май 1939 года) в составе 11 -й танковой бригады 57-го Особого корпуса Красной Армии, расквартированного в Монгольской Народной Республике, имелось две роты ХТ-26 -10 танков. Предполагалось использовать эти танки только на огнеметание, поэтому на складах имелось 7 заправок огнесмеси на каждый ХТ-26.

Первый бой на Халхин-Голе ХТ-26 провели в конце мая в ходе разгрома японо-манчжурского отряда под командованием полковника Ямагато. Японцы имели 2082 человека при поддержке 7 орудий и 10 легких танков. Советско-монгольская группировка насчитывала 2300 человек, 28 орудий, 39 броневиков 8 танков Т-37 и 5 ХТ-26. Следует отметить, что монгольская конница обладала очень низкой подготовкой и основная тяжесть боев легла на подразделения Красной Армии,

Боевые действия начались ранним утром 28 мая и велись на фронте 27 км. Воспользовавшись тем, что

1,2. Общий вид ХТ-26 выпуска 1934 года.

установка вооружения, люк в крыше корпуса для доступа к химоборудованию и распылитель на корме танка.