Танкомастер 2004-02, страница 40

Танкомастер 2004-02, страница 40

Обслуживание танка Т-34/85 из состава 2-й гвардейской механизированной дивизии после уличных боев в Будапеште. Танкисты чистят ствол орудия и загружают боекомплект в боевую машину. Венгрия, ноябрь 1956 года (АВЛ).

мехдивизии генерала Обатурова, которой снова предстояло выполнять наиболее сложные задачи.

Управление соединениями и частями корпуса с началом операции планировалось осуществлять с командного пункта в районе н/п Текель (в последующем предполагалось переместить его на восточную окраину Будапешта).

После получения задач дивизии Особого корпуса начали непосредственную подготовку к предстоящим действиям.

Важно отметить, что по возвращении в Текель командование Особого корпуса ожидала любопытная информация. Как уже сообщалось, генерал армии М.С. Малинин вел переговоры с венгерской делегацией о выводе советских войск из Венгрии. Но о предпринимаемых инициативах маршал Конев командованию Особого корпуса ничего не сказал. Более того, первый этап переговоров уже состоялся в Будапеште, второй намечался в Текеле, где и развернулись основные события.

Поздним вечером 3 ноября председатель КГБ СССР И.А. Серов и его группа во время переговоров в Текеле арестовали венгерскую правительственную делегацию. В ее состав входили министр обороны Пал Малетер, начальник генштаба Иштван Ковач'6, начальник оперуправления полковник Миклош Сюч и Ференц Эрдеи'7.

После ареста по указанию Серова его сотрудник генерал Зырянов передал начальнику разведки Особого корпуса изъятую у делегации карту дислокации венгерских войск и вооруженных отрядов в Будапеште и Венгрии. Так как это была рабочая карта и на ней имелись разные пометки, Е.И. Малашенко было разрешено побеседовать с П. Малетером, И. Ковачем и М. Сючем, чтобы уточнить некоторые интересующие вопросы, касавшиеся количества венгерских частей и вооруженных отрядов в Будапеште.

С Малетером полковник Е.И. Малашенко встречался второй раз, а с Ковачем и Сючем, поскольку органы управления советских войск находились в одном здании генштаба, ему приходилось видеться ежедневно, иногда даже по нескольку раз в день.

Арестованные размещались в отдельных комнатах в здании гауптвахты под усиленной охраной. Их ошеломило случившееся, но они старались держаться с достоинством. В начале беседы полковник Е.И. Малашенко сообщил, что прибыл уточнить интересующие советское командование вопросы, касающиеся состава и расположения венгерских частей в Будапеште...

Впоследствии Е.И. Малашенко вспоминал, что роль П. Малетера в тех событиях так и осталась для него загадкой. Ему казалось, что в начале событий он не был, как сочли позже, руководителем вооруженного выступления. Прежде чем поддержать и выполнить требования восставших, он какое-то время колебался, не знал, что делать. Но потом стал входить в доставшуюся ему роль военного руководителя и, надо сказать, умело ее играть. Однако в последние дни не смог