Танкомастер 2004-02, страница 38

Танкомастер 2004-02, страница 38
На советской военной базе вблизи Будапешта. За полевой кухней просматриваются танки Т-54А (с пушкой Д-10ТГ). На одном из таких танков виден тактический номер "302". Венгрия, ноябрь 1956 года (АВЛ).

ВО. Ядром этих соединений стали 31 тд, 11 гв. мд, 13 гв. мд, 27 мд. Направленные в Венгрию части получили новые танки Т-54 и другую боевую технику. Из состава Отдельной механизированной советской армии, дислоцировавшейся в Румынии, прибыла 33 гв. мд генерал-майора Обатурова.

Венгры под руководством генерала Бела Кирая также готовились к обороне Будапешта и своей страны...

ОПЕРАЦИЯ «ВИХРЬ»

2 ноября 1956 года командующий войсками стран организации Варшавского Договора маршал И.С. Конев вызвал командира Особого корпуса генерала П.Н. Лащенко в Сольнок для постановки боевой задачи.

На командный пункт маршала руководство Особого корпуса направилось на двух бронетранспортерах с небольшой охраной. Почти на всем протяжении пути их встречали толпы людей, включая вооруженных, которые дважды пытались преградить колонне дорогу.

Маршал Конев принял офицеров незамедлительно. Прежде всего

поинтересовался опытом, полученным в ходе боевых действий Особого корпуса в Будапеште в октябре. Генерал Лащенко доложил, что войскам пришлось выполнять несвойственные им задачи в сложных условиях. Наших сил было недостаточно. Вначале действовала 2-я гвардейская

механизированная дивизия численностью около шести тысяч человек, затем подошли 33-я гвардейская мехдивизия из Румынии и 128-я гвардейская стрелковая дивизия из Закарпатья, но и этого оказалось мало.

К тому же советские подразделения и части действовали иногда не совсем уверенно и умело. Часть боевой техники, как выяснилось, применялась в городских условиях недостаточно эффективно. А бронетранспортеры БТР-152, не имевшие защиты сверху, и артиллерия на колесной тяге и резиновом ходу вообще были непригодны для ведения боя в городе.

Конев спросил, использовалась ли авиация. Лащенко ответил, что крупных очагов сопротивления было немного, авиация не смогла бы точно по ним нанести результативные удары, а следствием могли стать немалые разрушения, что вызвало бы еще большее недовольство населения действиями наших войск.

Маршал со всем этим согласился. Затем уточнил обстановку в венгерской столице. Полковник Е.И. Малашенко показал карту расположения воинских частей и вооруженных отрядов генерального штаба ВНР, доложил о военных приготовлениях в городе, подчеркнув, что следует ожидать упорного сопротивления этих отрядов и, возможно, некоторых венгерских частей и подразделений. По имевшимся у советской разведки данным, вооруженные

формирования, дислоцированные в Будапеште, по приказу одного из венгерских генералов Бела Кирая после вывода советских