13. Зигмунд Фрейд, страница 27

13. Зигмунд Фрейд, страница 27

Зигмунд Фрейд

I

Политическая поддержка Фрейда

Франклин Делано Рузвельт (1882—1945)

32-й президент США уникален тем, что в 1933 году занял высокий пост, будучи человеком тяжелобольным: в результате полиомиелита у него парализовало нижнюю часть тела от поясницы. Рузвельт проводил в жизнь политику «нового курса» и стал единственным в американской истории президентом, избиравшимся на этот пост четырежды. Он сыграл важную роль в бегстве Фрейда из Вены.

Вскоре после присоединения Австрии к фашистской Германии Фрейд понял, что ему надо срочно покидать родину. Его ученик Эрнест Джонс обратился за политической поддержкой к правительствам Англии и США. Рузвельт откликнулся на обращение, и за дело взялся американский посол во Франции Уильям Буллит, психоаналитик по специальности, обеспечивший политическое прикрытие побега. Президент Рузвельт во время своего визита в Италию пригрозил Муссолини: если с Фрейдом что-то случится, то это будет иметь серьезные последствия. Благодаря этому, а также финансовой и иной помощи со стороны греческой княгини Марии Бонапарт в июле 1938 года Фрейд прибыл в Англию.

В 1939 году с вторжения немцев в Польшу началась Вторая мировая война. 12 апреля 1945 года, накануне ее победоносного для США завершения, президент Рузвельт скоропостижно скончался в Джорджии.

С-

Фрейдист в искусстве Сальвадор Дали (1904—1989)

Сальвадор Дали, один из наиболее своеобразных художников XX века, родился в 1904 году в испанской провинции Каталония. Дали, познакомившись с основателем сюрреализма Андре Бретоном, примкнул к этому художественному направлению. В 1920-е годы, прочитав «Толкование сновидений» Фрейда, художник попытался с помощью живописных средств выразить мир своих подсознательных образов. В 1928 году вместе со своим другом режиссером Луисом Бунюэлем он снял авангардистский, «замешанный» на идеях Фрейда фильм «Андалузский пес».

Дали трижды посетил Вену, желая встретиться с Фрейдом, однако безуспешно. В1938 году писатель Стефан Цвейг познакомил их, когда Фрейд находился в лондонском изгнании. Дали принес с собой картину «Метаморфозы Нарцисса», чтобы узнать мнение Фрейда о ней. Фрейд заявил: «Я ищу мир бессознательного в классических картинах. В сюрреалистических картинах анализируется восприятие». Фрейд имел в виду, что художники-авангардисты переносили бессознательное в область сознательного, тем самым аннулируя его. При создании же классических произведений бессознательное и сознательное участвуют в разных пропорциях, что позволяет психоаналитику найти выражение бессознательного. Поэтому-то Фрейд и использовал классическое искусство в психоанализе.

На самом деле, теории Фрейда применимы к сюрреализму, но, видимо, эта встреча была лишь случаем «безответной любви». Разговаривая со Стефаном Цвейгом, Фрейд сказал о Дали: «Ну и фанатик!»