17. Винсент Ван Гог, страница 12

17. Винсент Ван Гог, страница 12
Жизнь и эпоха
В Париж!

Цветы Монмартра

В ноябре 1885 года Ван Гог переехал из Нюэ-нена в бельгийский город Антверпен. В январе 1886 года он записался в Школу изящных искусств, где начал изучать живопись вместе с молодыми студентами.

Винсент мало что почерпнул из этих курсов. Его разочаровало, что педагоги Школы учат по классическим канонам. Ван Гог как бы методом от противного еще раз убедился в обоснованности своих художественных взглядов. Вскоре он покинул стены Школы и решил отправиться в Париж. Ван Гог рассчитывал, что атмосфера свободы, царившая во французской столице, создаст ему лучшие условия для работы и позволит завести знакомство с перекупщиками картин и художниками-импрессионистами. Правда, Тео не обрадовало решение брата. Он опасался, что приезд Винсента нарушит его налаженную жизнь.

Мартовским утром Тео на работу принесли записку: «Не сердись на мой внезапный приезд, я все обдумал и решил». Это была записка от Винсента, ждавшего Тео в Квадратном зале Лувра.

Художник поселился в квартире Тео на улице Лаваль и быстро попал под влияние худож-ников-импрессионистов. Вращаясь в художест

▼ Входной билет в антверпенскую Школу изящных искусств. Ван Гог проучился в ней всего три месяца.

венных кругах, Тео был приверженцем этого течения и даже имел несколько картин импрессионистов в своей квартире. Педагоги-классики из Антверпена не одобрили бы ни резких цветовых контрастов, использовавшихся импрессионистами, ни их манеры писать, покрывая холст пятнами краски. Однако Винсенту все это очень понравилось, и он начал эксплуатировать импрессионистские приемы в своих собственных работах.

Огромное впечатление произвели на него и японские гравюры на дереве, в то время пользовавшиеся успехом в Париже. Он был очарован живыми красками японских мастеров и их полным пренебрежением к правилам перспективы.

Постепенно у Ван Гога стали появляться новые друзья и знакомые. В кругу новаторов ему были близки Камиль Писсарро, Жорж Сёра и Поль Синьяк. В школе Фернана Кормона он познакомился с Анри де Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и многими другими начинающими художниками. Вместе они сформировали группу «Малых бульваров» — воплощение мечты о некоем братстве художников, мастерской будущего. Вангоговская палитра парижского периода наполняется светлыми

▼ Портрет Ван Гога работы Тулуз-Лотрека. На столе стоит бутылка абсента, к которому Винсент пристрастился в Париже.

За lcyallcciinul

«ЯПОНИЗМ» В ПАРИЖЕ

Ван Гог был далеко не первым из европейских художников, заинтересовавшимся японскими гравюрами на дереве. Работы японских мастеров оказали влияние на импрессионистов Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдуарда Мане.

В 1850—60-х годах — после того как Япония открыла свои порты для иностранцев — европейцы и американцы стали привозить на родину большое количество произведений японских мастеров. Западных художников, искавших новые средства выразительности, весьма заинтересовал стиль японцев, пре

небрегавших деталями и допускавших сознательные преувеличения наиболее значимых элементов композиции.

В 1867 году Япония впервые приняла участие во Всемирной выставке, проводившейся в Париже. В японском павильоне были выставлены кимоно, веера, ширмы и другие традиционные изделия, вызвавшие «японский бум» вначале в Париже, а затем и во всей Европе. Это заставило некоторых европейских художников всерьез заняться изучением японского искусства. Стал поклонником японской гравюры на дереве и Ван Гог.