18. Марко Поло, страница 26Исторические параллелиI Христианский проповедник Франсиско Ксавьер (1506—1552) Испанский миссионер Франсиско Ксавьер, баск по национальности, родился в знатной семье в Наварре. В возрасте 19 лет Ксавьер поступил в Парижский университет, где изучал философию, после чего принял сан церковнослужителя. Познакомившись с Игнатием Лойолой, он в 1534 году стал одним из учредителей Ордена иезуитов. Ксавьер по поручению римского папы Павла III в 1541 году вместе с португальцами отправился в Индию. Там он обращал в христианскую веру жителей Индии и близлежащих островов, а в 1545 году выехал на Молуккские острова (современная Индонезия), где встретился с беглым японцем Андзиро, у себя на родине обвиненным в убийстве. Ксавьер окрестил этого человека и, знакомый с «Книгой Марко Поло», решил организовать экспедицию в Японию. В 1549 году он прибыл в Кагосиму, а затем направился на север через Хирадо, Ямагути и Киото, обратив по пути в христианство свыше тысячи японцев. На обратном пути в Индию его судно попало в шторм близ китайского города Гуанчжоу. Продолжив свое путешествие, Ксавьер в январе 1552 года вернулся в Гоа, опорный пункт португальцев в Индии. Уже в апреле того же года Ксавьер отправился в Китай. Но ему так и не довелось там побывать: 21 ноября на острове Шанчуан Ксавьеру стало плохо, и 3 декабря 1552 года проповедник скончался в возрасте 46 лет, так и не достигнув континентального Китая. В 1622 году он был канонизирован католической церковью. Его нетленное тело до сих пор раз в 10 лет выставляется в Гоа на всеобщее обозрение. Китайский путешественник VII века Сюань Цзан (около 600—664) Буддизм распространился в Китае в I веке до н. э. Многие китайцы после этого стали совершать паломничество в Индию — в страну, где родился буддизм. Китайский монах Сюань Цзан нарушил законы династии Тан, запрещавшие духовным лицам посещать Индию, и в 629 году вместе с группой паломников отправился в путь по северной ветви Шелкового пути. Она пролегала по пустыням Гоби, Такла-Макан, через Тянь-Шань и Ферганскую долину и далее к Самарканду и по территории Ирана. Путь был очень тяжелым. Двигаясь по пустыне Такла-Макан, монах разлил воду и, молясь Будде, в течение пяти суток шел по пескам под палящим солнцем без единого глотка воды. При переходе через Тянь-Шань, писал Сюань Цзан, «порывы ветра и снежные вихри ежеминутны, так что, несмотря на двойные башмаки и меховое платье, нельзя не содрогаться от холода. Для сна приходится подстилать циновки на льду. Не следует здесь надевать красные одежды, иметь тыквенные сосуды и кричать. Если это не соблюдено, возможны величайшие несчастья, внезапно начинающийся сильный ветер поднимает вихри из песка и производит каменный дождь». Но это было не самым страшным: монах жаловался, что в горах им «сильно мешали драконы»! Путешественник через Афганистан добрался до Индии, долго жил там, объездив всю страну. Затем он снова отправился на север — на этот раз через Памир. Всего его путешествие длилось 16 лет. Сюань Цзан записывал все, что довелось ему пережить во время своих путешествий. Позже, как и Марко Поло, он опубликовал свою книгу под названием «Записки о странах Запада». Повествование Сюань Цзана переведено на многие языки и известно во всем мире.
|