29. Пабло Пикассо, страница 22

29. Пабло Пикассо, страница 22

Выдающиеся события

I

политический и культурный центр, со священными для басков памятниками. Возникший вследствие бомбардировки пожар охватил почти весь город. Большая часть зданий была уничтожена, и оставшиеся в живых люди остались без крова. Впоследствии Гернику пришлось отстраивать заново. При этом франкисты упорно отрицали самый факт бомбежки и утверждали, что город был подожжен самими басками в рамках тактики «выжженной земли». Баски действительно иногда прибегали к подобной тактике, но в данном случае заявления франкистов выглядят просто нелепо: историкам хорошо известны и те, кто принимал решение о бомбардировке, и те, кто его исполнял.

Ужасы XX века

«Гернику» нельзя считать «документом одной бомбежки» или «репортажем с фронтов». Содержание этой картины гораздо шире. Обратите внимание, что Пикассо не вводит в композицию каких-либо конкретных деталей. Он говорит о смерти, о разрушении, о злой воле тех, кто повинен в смерти и разрушении, о страдании тех, кто остался в живых. Гнев и боль заставили художника взяться за кисть. И, наверное, правильнее всего было бы предположить, что Пикассо, работая над «Герникой», думал о Гернике и только о Гернике. Но, по обычаю гениев, он сказал больше, чем хотел сказать.

Мы уже назвали гражданскую войну в Испании прологом, вступлением ко Второй мировой войне. Точно также и разрушенная Герника явилась прообразом городов, выжженных дотла ковровыми бомбардировками периода Второй мировой войны. По сравнению со Сталинградом, Лондоном, Дрезденом, Киевом и, тем более, Хиросимой, масштаб разрушений здесь был невелик. Но рукотворный пожар Герники стал первой искрой того злого пожара, который вот-вот должен был охватить полмира.

Именно поэтому значение «Герники» столь велико, а ее хаос и ужас так потрясает зрителя. Как в зеркале, в «Гернике» можно увидеть самую страшную катастрофу XX столетия — Вторую мировую войну.

Ш2

-»• Знаменитое «дерево Герники», возле которого, провозглашена автономия басков. В настоящее вр