29. Пабло Пикассо, страница 23Пабло Пикассо ДУХ ИСПАНИИ ПИКАССО И КОРРИДА Искусство или убийство? Для иностранца Испания ассоциируется прежде всего с корридой, каковая ассоциация служит отнюдь не на пользу имиджу Испании («страна с дикими пережитками, где главным развлечением является убийство животных на потеху толпе»). Между тем, коррида — это не столько убийство, сколько искусство, сложный танец, требующий от исполнителей мужества и выдержки. При этом боевой бык погибает на арене с меньшими мучениями, чем на бойне. Каноны современной — пешей — корриды, сформировались в Испании в XVIII веке. Именно тогда коррида стала зрелищем для простонародья. Раньше она являлась развлечением знати, и таких «специальностей», как матадор, пикадор, бандерильеро, не существовало. Сражался с быком рыцарь, кабальеро на коне. Тавромахия в работах Пикассо Свою первую картину, посвященную корриде, Пикассо написал в возрасте восьми лет. В корриде как в действе он видел совершенное воплощение пластики человеческого тела и восхищался матадорами (среди последних у него было немало приятелей). Быка же он считал воплощением стихийных сил природы. Между тем, в работах Пикассо, посвященных бою быков, присутствуют не только испанские мотивы. Довольно часто он обращался и к античным «тавро-махическим практикам», внося в свои картины сакральный смысл, которого к новейшему времени уже лишилась испанская коррида. Часто в роли «тореро» выступает у Пикассо женщина, а бык превращается в Минотавра, существо с телом человека и головой быка, что придает подобным изображением эротический подтекст. I
|