29. Пабло Пикассо, страница 8Жизнь и эпоха Пикассо в Париже Юные годы Летом 1898 года Пикассо провел вместе с одним из своих товарищей несколько недель в сельской местности. Будучи от самого своего рождения жителем больших и шумных городов, таких, как Малага и Барселона, он впервые оказался лицом к лицу (и почти один на один) с природой. Этот опыт переменил многие его представления об искусстве. Долгие часы проводил он в наблюдениях над «натурой», в работе над пейзажными набросками. По возвращении в Барселону Пикассо сделался завсегдатаем артистического кафе «Четыре кошки». Иногда он просиживал там целые дни, рисуя, делая эскизы, разговаривая со знакомыми. Молодой художник даже усвоил себе особый стиль постоянных посетителей этого заведения — черная шляпа, широкий галстук, темный пиджак. Он настолько «пророс» в жизнь «Четырех кошек», что в 1899 году сделал рисунки для меню кафе. Первые горести и успехи В 1900 году Пикассо ступил на парижскую мостовую. Он приехал в Париж на поезде, но если бы Испанию и Францию не связывала железная дорога, он готов был бы идти сюда пешком, ведь Париж в то время был столицей европейского искусства, а все помышления молодого Пикассо вращались вокруг живописи. В то же время, увлекался он не только работами новейших французских художников, но и японской гравюрой, и искусством Древнего Египта. Не все складывалось гладко у Пикассо в начале его парижского чаль принесла ему смерть его товарища Карлоса Касагемаса, вместе с которым он приехал из Барселоны. Касагемас покончил с собой из-за несчастной любви, и это событие погрузило молодого живописца в жестокую меланхолию. Но оно же стало и своеобразным толчком для появления первых картин «голубого периода» — сумрачных, написанных почти в монохромной гамме с преобладанием синих и зеленых тонов. «Кто грустен, тот искренен», — считал Пикассо в это время и беспрестанно вводил в свои композиции образы нищеты, беззащитности, неизбывной печали. Очень часто в персонажах картин «голубого периода» сквозят черты ушедшего из жизни Касагемаса, и эта посмертная дань говорит о том глубоком дружеском чувстве, которое питал Пикассо к нему. В 1901 году художник познакомился с Максом Жакобом. Вскоре взаимная приязнь молодых людей переросла в крепкую дружбу. Они стали вместе снимать квартиру. Денег им хватало лишь на убогую комнатушку с единственной постелью, каковую они делили преориги-нальным образом: ночью на ней спал Жакоб, а Пикассо очутился в Париже в 1900 году, и очень скоро его здешняя мастерская стала центром притяжения для молодых художников. Будучи завсегдатаем парижских кафе, Пикассо завел много друзей в среде артистической богемы.
|