29. Пабло Пикассо, страница 9

29. Пабло Пикассо, страница 9

Пабло Пикассо

днем — Пикассо, имевший привычку работать по ночам. Впоследствии Пикассо вспоминал об этом времени с нежной ностальгией — несмотря на то, что более жестокую нужду, чем та, которую он тогда испытывал, представить себе трудно.

Распространено мнение, будто, попав в Париж в 1900 году, Пикассо навсегда поселился здесь. Это не так. Вплоть до 1904 года он жил как бы между Парижем и Испанией. И далеко не все важные события его жизни происходили в Париже. На долю Испании тоже кое-что оставалось. Так, будучи в 1901 году в Мадриде, Пикассо вместе с одним своим другом организовал журнал «Молодое искусство». Правда, в свет вышло лишь пять выпусков этого журнала, но начинание было серьезным. Именно в дни «Молодого искусства» художник стал подписываться «Пабло Пикассо», используя девичью фамилию своей матери. До этого он называл себя «Пабло Руис-и-Пикассо».

Ключевая фигура

МАКС ЖАКОБ

Ближайший друг юности Пикассо, поэт и художник Макс Жакоб родился в бретонском городке Кемпер в 1876 году. Его предки, немецкие евреи, переселились в Бретань из Германии в начале XIX века. Отец Макса был портным и держал два магазина. По окончании школы Жакоб отправился в Париж, где сблизился с кружком молодых художников и поэтов (среди его знакомых разных лет можно назвать Брака, Аполлинера, Модильяни, Дерена и многих других). В 1915 году Жакоб перешел из иудаизма в католичество (этому предшествовало, как говорят, видение Христа), а с 1921 года много времени проводил в монастыре, где пытался осмыслить связь своего творчества с христианством и «применить» последнее к первому. Кстати, крестным Жакоба был Пабло Пикассо. В 1944 году Макс Жакоб был арестован гестапо. Его отправили сначала в орлеанскую тюрьму, а затем — в пересыльный лагерь

Дранси близ Парижа, откуда он, вероятнее всего, должен был проследовать в Аушвиц. Но уже через несколько дней Жакоб умер от воспаления легких.

В центре — Макс Жакоб.

« Б ат о-Лаву ар »

Окончательно перебравшись в Париж в 1904 году, Пабло Пикассо занял «апартамен-

«Жизнь», картина Пабло Пикассо «голубого периода»

ты» в ветхом деревянном доме на площади Равиньян, который его обитатели окрестили «Плавучей прачечной», «Бато-Лавуар». А обитали здесь по преимуществу молодые непризнанные гении.

В «Бато-Лавуар» не было ни электричества, ни водопровода. Единственный на все пять этажей кран находился в подвале. У этого-то крана, как гласит легенда, и произошла знаменательная для Пикассо встреча — встреча с Фернандой Оливье, или, как называли ее «аборигены», «Прекрасной Фернандой». Эта молодая женщина с темным прошлым (рассказывали, что в шестнадцать лет она сбежала из дома с неким скульптором, который затем сошел с ума) и шатким настоящим (она зарабатывала на жизнь, позируя художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо. С ее появ- ;■ лением в жизни мастера искусствоведы связывают начало «розового периода». Картины этого времени характеризуются новыми для Пикассо мотивами любования обнаженной натурой, теплым колоритом.

▼ Эта фотография Пабло Пикассо сделана в то время, когда он жил в «Бато-Лавуар».

гь^ьЛыл* ли

М