29. Пабло Пикассо, страница 10

29. Пабло Пикассо, страница 10

Жизнь и эпоха

I

На подступах к кубизму

Авиньонские девицы

В июле 1907 года Пабло Пикассо познакомился с африканским искусством. Это знакомство произвело на него чрезвычайно сильное впечатление и не замедлило сказаться на его творчестве. Спустя некоторое время на свет явились «Авиньонские девицы», чьи персонажи напоминают грубо и выразительно высеченных из дерева африканских идолов. Очень немногие коллеги Пикассо восприняли эту вещь всерьез, но нашлись и такие, что предрекали ей большую известность. Правы, как мы знаем, оказались последние. «Авиньонским девицам» суждено было произвести революцию в живописи XX века.

Поиск новых форм

Спустя примерно год после появления «Авиньонских девиц» на одной из парижских выставок появились странные пейзажи, вы

ytffjr' ^^^

полненные молодым художником Жоржем Браком. Пейзажи эти были составлены из упрощенных геометрических форм. Именно тогда, применительно к экспозиции Жоржа Брака, прозвучало слово «кубизм», произнесенное критиком Луи Вокселем. Несколько последующих лет Брак и Пикассо трудились бок о бок.

Нужно отметить, что изначально Брак не разделял идей Пикассо. Они познакомились в 1907 году, как раз в то время, когда Пикассо работал над «Авиньонскими девицами», и Брак говорил своему приятелю об этой картине: «Ты пишешь так, как будто хочешь заставить нас есть паклю и пить керосин». Но прошло совсем немного времени, и Брак заразился «разрушительной энергией кубизма».

В своем развитии кубизм прошел три основных стадии. На первоначальном этапе художниками владело стремление вернуть плотность, осязаемость миру предметов, «разве-ществленному» импрессионистами. Затем они поддались детскому желанию «посмотреть, как это устроено» и принялись увлеченно разлагать объекты материального мира на составные части (эта стадия получила название «аналитического кубизма»). И, наконец, куби-

ж Пикассо в 1912 году, «в разгар» кубистического периода.

< Художник Мойше Кислинг (слева), большой приятель Брака и Пикассо.

^ Хронология

Фернанда Оливье

Ольга Хохлова

Мари-Терез Вальтер

Дора Маар

Франсуаза Жило

Жаклин Рок

Годы отношений с Пикассо

ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ ПИКАССО

Любовь, отношения с женщинами занимали большое место в жизни Пабло Пикассо. Уже в ранней юности он отличался пылким темпераментом, который приносил ему немало огорчений (так, живя в 1897 году в Мадриде, юный художник долго лечился от «дурной болезни»). Несомненное влияние на жизнь и творчество мэтра оказали семь женщин. Но ни одной из них он не принес счастья. «Прекрасная Фернанда», с которой он жил в «Бато-Лавуар» и которая была моделью чуть ли не для всех полотен «розового периода», была оставлена им ради Марсель Ум-бер. Об этой женщине известно очень мало, поскольку она рано умерла. После романа с Умбер Пикассо познакомился с Ольгой Хохловой, балериной из труппы Дягилева, и в 1918 году обвенчался с ней в русской церкви на рю Дарю. В 1921 году Ольга родила сына Поля, однако прочности браку это не придало. В 1927 году Пикассо познакомился с совсем

юной Мари-Терез Вальтер, почти моментально ставшей его любовницей. Ольга Хохлова, узнав об этом романе, устраивала мужу страшные сцены ревности и этим только ожесточала его против себя. Он не развелся с нею (для этого нужно было бы делить пополам имущество), но жили они с этого времени раздельно. Мари-Терез родила художнику дочь. Вскоре после ее рождения Пикассо встретил Дору Маар, фотографа. Их отношения были недолгими, но страстными. Свои дни Дора закончила в психиатрической клинике. С художницей Франсуазой Жило, своей следующей любовницей, Пикассо познакомился в начале 1940-х. Она стала матерью двоих его детей — Поля и Паломы, — и в 1953 году ушла от него. Последняя женщина и вторая жена мастера — Жаклин Рок, на которой он женился после смерти Хохловой. Когда Пикассо умер, Жаклин несколько лет лечилась от депрессии. В 1986 году она застрелилась.